Ноты
В античности не знали музыкальной нотации и обозначали звуки первыми буквами алфавита, сначала греческого, а затем латинского, что сильно затрудняло запись многоголосых хоральных сочинений, да и петь их было не очень удобно.

Вскоре певчие начали записывать музыку специальными значками – невмами, которые представляли собой крючки и витки над текстом песнопений, которые помогали хору «NOTARE» замечать раскладку музыкальной линии, общий характер и направление мелодического движения (например, двигаться вверх или вниз).  

Сакральная музыка играла огромную роль в повседневной жизни церкви и особенно в праздники.

Хорам приходилось разучивать многочисленные гимны и прославления творений господних и всех святых.

Начали появляться проблемы с записью музыкального лада, да и самим певцами приходилось туго, заучивая столь громоздкие «знакосочетиня»: невмы и буквенные обозначения нот перемешивались между собой и мельтешили перед глазами.

Надо было искать выход..

Великое открытие совершил бенедиктинский монах Гвидо д’Ареццо или, как его еще называют, Гвидо Арентийский.

Он создал четыре значимых труда о музыке и провел новаторскую реформу в музыкальной нотации.

Во время своего прибывания в аббатстве Помпозы он изобрел новую нотную грамоту.

Избавив певцов от старой невмы, он поместил буквы, обозначавшие звуки, на параллельные линии.

Придуманные им основные линейки F и С стали звуковыми ориентирами, выделенными красным (суриком) и желтым (шафраном) цветами, благодаря чему высота звука стала нотироваться намного точнее.

Читать такие ноты стало гораздо удобнее, музыкальный текст стал более опрятным и наглядным. 

Затем нотам были присвоены новые названия.

Монах заимствовал их из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну Крестителю.

В этом латинском гимне певцы восхваляют известного святого и просят, чтобы он очистил их уста от греха, чтобы они могли чистыми голосами славить его чудеса.

Однако для нас больший интерес представляет не содержание гимна, а его музыкально-поэтическое строение.

Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

Так получилось, что шесть первых строк начинаются с шести разных нот.

Эти шесть нот получили названия по первым слогам текста каждой строчки гимна.

Давайте, наконец, с текстом этого гимна познакомимся: 

Ut queant laxis Resonare fibrisMira gestorum Famuli tuorum Solve polluti Labii reatum Sancte Ioannes.

Стоит обратить внимание, что первые шесть строк начинаются со слогов UT, RE, MI, FA, SOL и LA.

Похоже на современные ноты, не правда ли?

В 16-м веке была добавлена седьмая нота SI —  Sancte Ioannes.

Самый первый слог был достаточно неудобен для пения, и поэтому в XVII веке UT заменили на более мелодичное ДО, которое открывает современную октаву.

Есть вполне правдоподобная точка зрения, что название ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS, что значит – Господь, хотя многие музыковеды склоняются к другой интерпретации его появления.

В 17-м веке знаменитый музыкальный критик Джованни Баттиста Дони предложил заменить неблагозвучный UT на изящное DO, в интересах чисто этических, но в тот же момент происходящее от начальных букв его фамилии: ДО – Дони.

Впрочем, никто до сих пор не может ни подтвердить эти гипотезы, ни опровергнуть.

АвторОльга Шабарова