Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Хотя бури консольных войн 90-х давно стихли, вопрос о победителе в эпичном противостоянии 16-битных приставок для многих геймеров со стажем до сих пор является предметом споров. При том, что на пост-советском пространстве о существовании Super Nintendo тогда вообще мало кто слышал, а полки игровых магазинов были завалены дешевыми китайскими клонами Sega Mega Drive и столь же дешевыми картриджами. Большинство из нас открыло для себя SNES только спустя годы, и уже на эмуляторах осваивали роскошную библиотеку этой консоли с Final Fantasy 6, Breath of Fire, Chrono Trigger… Блестящая коллекция японских ролевок — вообще один из главных аргументов в устах адептов Super Nintendo. Тем более, что там находилось место не только пошаговым играм, но и динамичным action-RPG, вроде Secret of Mana, Terranigma и, конечно же, Legend of Zelda: A Link to the Past. Разве был у Mega Drive на это достойный ответ? На самом деле да. Правда, у нас об этой игре многие не знают до сих пор. Сегодня постараемся исправить эту несправедливость и вспомним Beyond Oasis, также известную как The Story of Thor.


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Вышедшая в 1994 году Beyond Oasis была разработана крайне уважаемой в свое время токийской студией Ancient, которой руководил легендарный Юдзо Коширо — композитор серии консольных мордобоев Streets of Rage и первых выпусков существующей по сей день франшизы японских RPG Ys. Не исключено, что именно к ним генеалогически восходит концептуальная основа Beyond Oasis — традиционные для JRPG фентезийный сеттинг и элементы прокачки, но при этом с бодрыми сражениями в реальном времени вместо куда более привычной на то время пошаговой системы. 

Из игр-современниц Beyond Oasis уместнее всего будет сравнить с уже упомянутыми Link to the Past и Secret of Mana: с первой ее объединяет система данжей, пазл-элементы и выбор оружия, а со второй — высокий темп сражений и крайне нестандартная система магии, связанная с духами, представляющими отдельные природные элементы. Но это-то все было на SNES! А вот на Mega Drive найти что-то похожее на Beyond Oasis куда труднее. Тем удивительнее, что ее имя в итоге оказалось куда менее известно. Но о возможных причинах этого расскажем позднее.


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Спереть у старикашки лечебную печеньку — достойное начало пути героя

Игра повествует историю юного принца Али, живущего в неком сказочном островном королевстве и подозрительно похожего своим прикидом на Аладдина. Что, в принципе, можно понять: диснеевская нетленка вышла на экраны двумя годами ранее, а ее игровые адаптации стали хитами как на Sega, так и на Nintendo. На этом сходства не заканчиваются, ведь придворной суете Али предпочитает приключения, а в ходе одного из них раскапывает в пещере могущественный артефакт, способный повелевать духами. Правда в нашем случае речь идет не о лампе, а о золотом браслете, да еще и говорящем! Он дает Али краткий экскурс в историю мира и основной квест — обзавестись духами-спутниками, победить прислужников зла и отыскать другой браслет, сделанный из серебра и аккумулирующий темные силы.

В духе 16-битной классики экшен стартует с первых же минут — стоит выйти из города, как на героя набрасывается бандиты — хорошо, что принц не расстается с кинжалом! И главное, что поражает при знакомстве с Beyond Oasis сегодня — насколько динамично она играется по меркам игры, которой скоро стукнет тридцатник. Боевая система достаточно проста на поверхности, но требует концентрации. Враги движутся довольно быстро, но их легко оглушить, а основной набор приемов Али состоит из молниеносных рывков и ударов, которые легко объединяются в комбо. Плюс к тому в его арсенал входит несколько мощных спецприемов, активируемых специальной комбинацией в духе файтингов. Некоторые из них игроку подскажут, а другие предстоит открыть самостоятельно! Мувлист принца довершают прыжок и приседание, с помощью которых можно как достать увертливого врага, так и спастись от удара самому. В итоге получается action-RPG с видом сверху, но замешанная с темпом и правилами beat’em’up-игр, вроде тех же Streets of Rage — крайне бодрый микс!


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

От мощных ударов даже здоровенные противники стабильно подлетают в воздух — красота!

Но этом приятные открытия не заканчиваются: пройдя первый данж и осилив несложного босса, игрок заручается помощью первого духа, дарующего ему магические способности. И местная система магии куда изобретательнее простой возможности метать огненные шары с помощью отдельной кнопки! Во-первых, чтобы колдовать, нужно призвать духа, а для этого потребуется не только запас маны, но и подходящие условия. Скажем, помощью огненного Ифрита можно заручиться, только если на экране есть источник пламени: например, костер или факел. А водяная фея Дитто способна заспавниться исключительно вблизи водоема или гейзера. 

Подобный подход позволил разработчикам еще и выдумать кучу пространственных головоломок, задействующих способности духов. Которые отнюдь не ограничиваются атакующими заклинаниями или лечением. У каждого из них есть по три способности на разные случаи жизни. Земляной дух Боу, предстающий в виде огромного плотоядного растения с ехидной рожей не только кусает врагов за филейные части, но и без труда пробивает закрытые ворота. А прячущийся в тени главного героя Шейд способен подтянуть его к далекому уступу — почти как живой крюк-кошка! И при этом каждый дух анимирован с такой любовью и старанием, что кажется, будто они обладают собственными характерами, при том, что у каждого из них лишь пара реплик на всю игру.


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Побег от прожорливого каменного змея — один из самых запоминающихся боссфайтов

Родной остров Али представляет собой крошечный открытий мир с десятком данжей и стандартным для жанра набором локаций: лес, пляж, горы, поля, пещеры, руины и замки. Ассортимент врагов тоже привычный, причем это касается и боссов: огромного паука, обязательного огнедышащего дракона, каменного голема, с которым придется сразиться аж трижды… И не сказать, что они требуют оригинальных стратегий. Кажется, что в такой компании можно и приуныть, но помимо классных базовых механик авторы постоянно разбавляют игровой процесс всякими второстепенными находками. 

В одной локации вам нужно будет решить несложную головоломку с рычагами, в другой — сопротивляться потоку ветра, в третьей — убегать от огромного змея, а где-то вообще приходится проявить навыки платформинга на двигающихся по воздуху островках. Некоторые пазлы можно пройти, вооружившись подходящим орудием, скажем, арбалетом с огненными болтами. Вроде бы ничего особенно, но работает как надо и заскучать не выходит. Тем более, когда за кадром звучит саундтрек признанного мастера Коширо. При работе над Beyond Oasis он вдохновлялся уже не клубной музыкой 80-х, а классическими композициями второй половины XVIII века — вышло колоритно и необычно, особенно по меркам Sega Mega Drive


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Платформинг вдвойне сложней, когда в тебя постоянно летят фаерболы

Конечно, местами возраст игры себя выдает. Скажем, излишне приближенная к герою камера не всегда удобна — такова уж в те времена была плата за большие и красочные спрайты. Система прокачки крайне неочевидна и завязана на рандоме (к счастью, это не слишком осложняет Али жизнь). Платформинг иногда становится излишне душным. Тупость искусственного интеллекта может встать на пути решения головоломки. Но это все — скорее мелочи, не особо мешающие получить удовольствие от прохождения Beyond Oasis даже сегодня. Тем более, что игра довольно короткая — ее запросто можно успеть пробежать за один вечер, даже захватив дополнительный контент в виде сбора секретных драгоценных камней и прохождения опционального подземелья из ста этажей непрерывных боев — такой челлендж покорится не каждому, но и награда будет достойной!


                    Аладдин на стероидах. Вспоминаем позабытый шедевр с Sega Mega Drive — Beyond Oasis, одну из лучших Action RPG своего времени

Одного из этих бугаев нужно заманить на кнопку. Беда в том, что они не очень дружат с лестницами

В отличие от живых по сей день Legend of Zelda и серии Mana, дальнейшая судьба Beyond Oasis оказалась куда менее завидной. Спустя два года на Sega Saturn вышел еще менее известный в народе сиквел The Legend of Oasis, который был верен предшественнице… Пожалуй, даже слишком верен. The Legend of Oasis выглядела и ощущалась примерно так же, как и Beyond Oasis — то есть, как 16-битная игра. От релиза на новой платформе с более мощным железом тогдашние геймеры и игрожур ожидали большего. Сиквел получил средние отзывы в прессе. А официальные цифры продаж так и не были преданы огласки, но их явно было недостаточно, чтобы обеспечить Oasis как франшизе какое-либо будущее.

Лонгплей Beyond Oasis. Источник: AL82 Retrogaming Longplays

Оригинальная Beyond Oasis со временем стала золотой классикой Sega и многократно переиздавалась. Ее можно найти и в сервисе Virtual Console на приставках Nintendo, и в сборнике Sega Mega Drive Ultimate Collection, доступном на ПК. Так что сегодня приобщиться к полузабытому шедевру можно даже без необходимости возиться с эмулятором. Тем, кто неравнодушен к консольной классике и жанру action-RPG точно не помешает провести вечерок в компании принца Али.

Источник