«Евровидение -2023»: «Як тебе не любити, Лондоне мій»

Проведение Евровидения в 2023 году обернется для Великобритании расходами, которые выглядят неуместно в нынешних условиях, считают читатели газеты Daily Express.

По их мнению, стоимость всех затрат на организацию вещательная компания BBC может покрыть из лицензионных сборов. Реакцию читателей приводит РИА Новости.

«Как налогоплательщик, я возражаю против того, чтобы мои деньги тратились на эту совершенно предвзятую чушь», — пишет один из них.

«Конечно, BBC рады поддержать Евровидение нашими деньгами, нет, спасибо!» — заявляет второй.

«Поскольку BBC финансируется людьми, в таком случае людей следует спросить, хотят ли они платить за этот мусор. Нелепая стоимость этого потрепанного позора, безусловно, означает, что другими программами пожертвуют, чтобы отработать конкурс», — утверждает третий.

«Какая чушь, ЕС ненавидит нас, это было видно с самого начала, мы всегда приходим последними в Евровидении, но странно, как ответственные силы каким-то образом решили, что Украина должна победить, а потом они подумали: „Ну, Украина не может принять конкурс в 2023, но они должны победить!“. Я знаю: голосуйте за Великобританию вторыми, и эти идиоты будут оплачивать конкурс в следующем году!» — предположил четвертый.

Только ли дело в расходах? Или британцы просто испугались излишней политизированности конкурса? Как заявил накануне министр культуры Украины Александр Ткаченко, Киев рассчитывает, что «Евровидение 2023» пройдет в Великобритании в украинизированном формате.

«Были консультации и с британским правительством, и с ВВС. По результатам мы получили заверения как от ВВС, так и от Европейского вещательного союза EBU, что они проведут Евровидение — 2023 „On behalf of Ukraine“ (от имени Украины.) с чрезвычайно высокой интеграцией украинских контекстов и ведущих. Соответственно, все будет сделано так, что в Британии мы увидим и отечественные пейзажи, и украинские нарративы. И, я думаю, что опыт ВВС позволит представить Украину на самом высоком уровне», — написал Ткаченко в своем Telegram-канале.

Понятно, что британцы вряд ли в восторге от идеи пиарить Киев за свой счет. Но чем думали организаторы конкурса, когда отдавали победу Украине? Понимали же, что никакой конкурс в этой стране невозможен…

— Думаю, что никто не рассчитывал на то, что военный конфликт в Украине затянется на столь долгий срок, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Не следует также забывать, что Евровидение является официальным мероприятием Европейского вещательного союза, и объединение крупнейших национальных и общественных телекомпаний европейских стран посчитало нужным продемонстрировать поддержку Украине. Во время проведения конкурса, конечно же, не было возможности просчитать последствия подобного шага. Но думаю, что даже, если бы организаторы конкурса точно знали, что конфликт затянется, и Украина не сможет воспользоваться правом победителя и провести на своей территории следующий конкурс, они все равно постарались бы, чтобы победа досталась Украине.

«СП»: — Конкурс пройдет в Британии, но «как бы на Украине». Это как?

— Безусловно, организаторы конкурса оказались в сложной ситуации. Они не просто перенести его из Украины в Великобританию, не предоставив Украине ничего взамен. Но спрашивается: а как вообще можно компенсировать Украине потерю возможности провести конкурс на своей территории? И что будет означать в таком случае «украинский контекст»? Очевидно, что политизация конкурса может оттолкнуть часть зрителей. Но компенсация, которая бы устроила украинское руководство, должна представлять собой возможность использовать конкурс эстрадной песни в пропагандистских целях.

«СП»: — Какие еще дивиденды Киев сможет извлечь из Евровидения? Опять постарается превратить его в инструмент пропаганды?

— Разумеется, в условиях военного конфликта украинское руководство просто обязано использовать любую возможность для пропаганды, прежде всего для повышения уровня общественной поддержки Украины в различных европейских странах. Другое дело, что подобные цели плохо совпадают с форматом развлекательного мероприятия, представляющего собой состязание эстрадных певцов из разных стран. И мне трудно понять, как вообще организаторы конкурса могут помочь решению пропагандистских задач украинского руководства, если конкурс будет проводиться на территории Великобритании. Можно, конечно, сделать так, чтобы победа вновь досталась Украине. Но второй раз подряд это будет выглядеть искусственно и может серьезно подорвать интерес к конкурсу. Поэтому даже подобный шаг мне представляется практически невозможным.

«СП»: — Почему британские читатели против?

— Думаю, что основная причина действительно в реальной опасности того, что конкурс Евровидения «с украинским контекстом» превратится в политическое мероприятие. Нужно учитывать, что читатели газет, подобных Daily express, это, как правило, не самые образованные люди. А потому они могут думать, что Евровидение является мероприятием, которое проводится Евросоюзом, к которому значительная часть британского общества относится, мягко говоря, без особой любви. Понятно, что сама возможность того, что деньги британского бюджета могут быть направлены на какое-то мероприятие Евросоюза, у части британцев вызывает раздражение. Сомневаюсь, что оно хоть как-то направлено против Украины. Но если конкурс эстрадной песни действительно превратится в пропагандистское мероприятие, это может вызвать раздражение не только в Великобритании.

 — «Евровидение» — это, как принято говорить в англоязычных странах, guilty pleasure, постыдное удовольствие, — отмечает доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им В.Г. Шухова Михаил Игнатов.

— Такого рода забава свойственна и важна как людям, так и странам в двух случаях — когда есть лишние деньги и время или когда уже совсем ничего не осталось. Первый случай не рассматриваем: рост платежей за коммунальные услуги, цен на базовые товары и т. д. вкупе с отсутствием дохода населения и инфляцией как в Европе, так и в Великобритании говорит о том, что хорошие времена закончились. Не до увеселительной программы, когда принятие горячей ванны потихоньку становится уже «престижным» потреблением. При этом не релевантен для Великобритании и второй вариант, а именно «пира во время чумы», когда только и остаётся, что гулять на последние. Всё-таки это не та страна, где нет запаса прочности. Ту реакцию, которую мы можем наблюдать в англоязычных социальных сетях по поводу возможного «Евровидения» в Великобритании, можно охарактеризовать как утилитарно-практический подход. Не время веселиться, когда кушать хочется.

«СП»: — То есть, дело совершенно не в политике?
— Думаю, не в политике. Высокая политизированность характерна для общества с высоким социально-экономическим кризисом. Как, к примеру, на Украине. Великобритания стараниями своих политиков лишь двинулась в эту сторону, но путь ещё достаточно длинный. Повторюсь. Им просто не до веселья. Да и сам вес «Евровидения», как мероприятия способного отвлечь население от проблем, достаточно низкий, чтобы в серьез его желать. Это не Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу.

«СП»: — А для Украины это в любом случае будет лишний повод для пиара?
— Для Украины, испытывающей крайний дефицит перемог, любое упоминание в обществе «белых господ» рассматривается как успех. Типичный карго-культ. Несчастная страна с огромным потенциалом, при активном содействии западного мира низвела себя до уровня слаборазвитого племенного сообщества. Попросту говоря, до статуса колонии. Вот и пытаются те или иные представители колонии добиться хотя бы пиар-успеха. Причем, если судить здраво, любой подобный успех есть товар исключительно для внутреннего потребления. Жалкие объедки с барского стола, а не какие-то существенные дивиденды.

«СП»: — Можно ли мнение читателей DE cчитать реальными настроениями в Британии?

— Мнение читателей одной из популярнейших газет не может быть проигнорированно. Совершенно точно можно утверждать, что это непросто мнение неких читателей, но заодно и чья-то политическая позиция. Кого? Людей, стоящих за этим большим изданием. За представителями крупных капиталов. Думаю, сама публикация по старой доброй традиции политтехнологий есть прощупывание почвы. Если данная точка зрения вызовет резонанс среди толпы, публика, стоящая за изданием, усилит выдачу средств на политическую борьбу.
«СП»: — Насколько вообще «Евровидение», по-вашему, важно в контексте этой новой холодной войны против России?
— Думаю насчёт «Евровидения» на западе существует явное заблуждение, состоящее в том, что оно на что-то влияет. Корни этого заблуждения обнаруживаются в первых двух десятилетиях жизни образовавшегося постсоветского пространства. В моде на все западное. Когда представители эстрады стран бывшего СССР ехали участвовать в этом конкурсе, словно на Олимпиаду. Думаю, будет очевидным указать на то обстоятельство, что восприятие данного мероприятия за последние 10 лет несколько изменилось. Большинством населения этот конкурс воспринимается как «парад фриков». Пускай и дальше страны запада думают, что Евровидение для нас имеет значение. Тем больше он впустую потратят ресурсов.

«СП»: — Нам до того есть дело?

— Исходя из вышесказанного, нам дела нет. Точнее будет сказать, что большинству населения дела нет. Евровидение, особенно в последние годы своего присутствия в нашей стране, стало деловой поляной узкой прослойки деятелей отечественного шоу-бизнеса. Причем во многом тех его представителей, которых мы теперь можем наблюдать в так называемом «вынужденном изгнании». Скажу циничную вещь. Без «Евровидения» природа нашей музыки, наша культура начала самоочищаться. Это ли не прекрасно?

Источник