Пайщики потребительского кооператива «Бест Вей» готовы бороться за свой кооператив и за свое право на жилье до победного конца

Рядом с залом заседаний № 42 Санкт-Петербургского городского суда шел митинг, который безуспешно пытались утихомирить сотрудники ФССП. Один за другим выступающие выражали протест против действий следствия. Это были пайщики Межрегионального потребительского кооператива по улучшению качества жизни «Бест Вей» и члены их семей.

«Хотелось бы, чтобы побыстрее разобрались»

Пайщики «Бест Вей» в холле суда

23 и 24 ноября суд рассматривал апелляции адвокатов на продление содержания под стражей четырех граждан: Анны Высоцкой, Александры Григорьевой, Елены Соловьевой и Михаила Измайлова.

Следствие обвиняет их по уголовному делу, возбужденному еще в конце прошлого, 2021 года, сначала как дело о финансовой пирамиде в одной из структур, которые следствие связывает с кооперативом «Бест Вей», потом переквалифицированное в дело о мошенничестве. А летом возникло еще и дело об организованном преступном сообществе. На четыре слушания в суд приехало более 150 пайщиков кооператива «Бест Вей» – не все из них смогли попасть в зал судебных заседаний, многие ожидали решения в коридоре.

«Я пайщик кооператива с 2016 года, – рассказала корреспонденту «МК» свою историю Оксана Петровна из Иркутска. – Мы погорельцы, у нас сгорел дом. И когда я узнала, что через потребительский жилищный кооператив можно приобрести жилье, я его приобрела в 2017 году. Почти рассчитались, осталось совсем немножко. Кроме того, с помощью кооператива мы приобрели квартиру для дочери – за нее мы полностью рассчитались. Она перешла в нашу собственность, мы ее продали и внесли в наш кооператив вырученные средства на приобретение уже третьего объекта недвижимости – в Санкт-Петербурге. Было это в прошлом году. Рассчитываюсь с кооперативом за нее ежемесячно, в течение десяти лет буду рассчитываться. Плюс ко всему у нас семья большая – мы накапливаем первоначальные взносы 35% для покупки с помощью кооператива еще трех квартир. Кооператив – единственная возможность для малоимущих приобрести жилье по доступным ценам и на таких благоприятных условиях: в рассрочку почти без переплаты. Другой такой возможности приобрести жилье не существует».

По словам Оксаны Петровны, по ходатайству следствия арестована оказалась не только новоприобретенная квартира, которая находится в собственности кооператива, но и та квартира, которая была продана в 2021 году. Кроме того, наложен арест и на жилье в Иркутске.

«Я сама юрист и перед вступлением в кооператив проанализировала законодательную базу очень хорошо, – говорит Оксана Петровна. – Я исследовала устав кооператива и обратила внимание на то, что кооператив не имел по уставу права вести какую бы то ни было коммерческую деятельность: это исключительно «касса взаимопомощи». Кооператив провел тысячи сделок через Росреестр, по нему почти за восемь лет работы есть довольно большая практика в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, которая красноречиво свидетельствует о том, что российская правовая система оценивала кооператив как действующий законно. Например, кооператив довольно долго принимал в оплату паевых взносов материнский капитал – и я лично знаю примеры, когда суд признавал необоснованным отказ Пенсионного фонда перечислять материнский капитал в качестве паевых взносов в наш кооператив и обязывал сделать такое перечисление. В частности, в 2018 году такое решение принял Свердловский районный суд города Иркутска. И тут вдруг появляются следователи ГУ МВД из Санкт-Петербурга и вместе с районным прокурором объявляют работу кооператива незаконной. Это какой-то абсурд».  

«Я считаю, что уголовное дело возбуждено по надуманным причинам, не имеет под собой никакой почвы. И оно обязательно развалится, – уверена Оксана Петровна. – Просто потому, что почти 20 тысяч пайщиков не могут остаться без жилья: верю, что наше государство такое не допустит».

Оксана Петровна говорит, что уже в третий раз приезжает на суд. «По поводу первых двух судов были очень неприятные ощущения, – говорит она. – Судьи должны быть беспристрастны, у них должны быть завязаны глаза, как у Фемиды. Но такое впечатление, что у них закрыты уши – причем только в отношении одной стороны. Аргументированная позиция одной стороны и отсутствие аргументов со стороны прокуратуры и следствия – но решение принимается в пользу прокуратуры и следствия. Надеюсь, что на этом этапе судебного разбирательства истина восторжествует».

Альберт Ильясович из Набережных Челнов приехал на суд впервые. «Я пока не приобрел квартиру в кооперативе, – говорит он. – Накапливаю по накопительной программе на паевой взнос 35% от стоимости квартиры. Ситуация какая-то совершенно непонятная для меня, потому что вроде бы все прозрачно – не было вопросов ни у налоговой, ни у Сбербанка. И тут вдруг началось такое!.. Аресты, следователи блокируют счета, не дают возможность приобрести людям квартиры. Есть пайщики, которые, учитывая ситуацию, хотят выйти из кооператива и получить свои деньги – они благодаря действиям следствия фактически лишены возможности это сделать».

Ольга Алексеевна из города Елабуга, по ее словам, пока также не приобрела квартиру – но она уже внесла первоначальный паевой взнос и ожидает в очереди на приобретение квартиры. «Я хочу приобрести недвижимость с помощью кооператива: сначала себе, в дальнейшем – детям. Я специалист по недвижимости, работающий в этой сфере 17 лет, я знаю, что кооператив работает в рамках законодательства. Как специалист по недвижимости, прежде чем вступить в кооператив, я проверяла документы. Я была и в правоохранительных органах, заезжала и в налоговую, смотрела, действительно ли отчисляются налоги. То есть была стопроцентная прозрачность. Наш кооператив – это объединение граждан с целью приобретения жилья, у нас нет каких-то других целей».

Она говорит, что в шоке от создавшейся ситуации: «Мои деньги арестованы, очередь на покупку квартиры из-за блокировки работы кооператива остановлена. Считаю, что это беспредел». При этом Ольга Алексеевна надеется на наилучший исход. «Мы надеемся, что все в конце концов будет хорошо, что все наладится, что разберутся. Но хотелось бы, чтобы побыстрее разобрались».

Однако побыстрее пока не получается: по всем четырем судебным делам было вынесено постановление об отказе в апелляции, граждане остались под арестом. «Решения были вынесены буквально за несколько минут, – возмущается один из пайщиков. – Удивительная скорость!»

Адвокаты не скрывают, что ожидали отказа в апелляции – хотя и боролись за решения в пользу своих доверителей. «К сожалению, это уже система, – говорит Анна Григорьева, адвокат Михаила Измайлова. – Мы, разумеется, будем обжаловать решение в вышестоящую судебную инстанцию».

У всех арестованных, по ее словам, ситуация одна и та же. «Доходит до курьезов, – говорит адвокат. – Три арестованных по делу – женщины, и в документах по моему доверителю я нахожу окончания женского рода, что наводит на размышления о написании судебных решений по единому образцу: надеюсь, в этот раз не будет ошибок хотя бы в окончаниях мужского рода».

Пайщики также выразили желание бороться. «Мы будем приезжать на все суды, до тех пор, пока правда не восторжествует, – сказали наши собеседники – Подумываем о том, чтобы подавать заявки на митинги в защиту кооператива и своего права на жилье».    

Источник: www.mk.ru