Феличе Бозелли

Художник из Пьяченцы Феличе Бозелли (1650-1732) был мастером изображений натюрмортов, жанровых сцен с дымными кухнями и кладовками, полными сьестных припасов.

На его картинах всегда есть своеобразная «подпись» — кот, который с вожделением изучает колбаски или нацелился на дичь.

Подписывался художник Феличе Бозелли дважды,именем Феликс — своим именем Феличе-Счастливый, переведённым на латынь, и изображением кота, потому что аналогия латинского Феликс — Фелино (отряд кошачьих).

Феличе Бозелли (итал. Felice Boselli; Пьяченца, 20 апреля 1650 — 23 августа 1732, Парма — итальянский живописец.

По мнению исследователей, на его стиль, как и на стиль большинства итальянских художников, писавших натюрморты в XVII и XVIII веках, повлияла фламандская школа.

Картины Бозелли давали ему если не большую славу, так возможность комфортной жизни, о чём свидетельствует большое число его работ в дворянских домах Пармы и Пьяченцы, выполненных по моде того времени: эти работы висели в столовых и вызывали аппетит, при этом были крупнее чем в гостиных и больше подошли бы мясной лавке или обширной кухне, среди чёрного дыма и душистых запахов.

Феличе Бозелли


Бозелли принадлежит к категории художников крестьянского натюрморта: на его работах встречаются дичь, потрошенная рыба, мертвые птицы, выщипанные перья куриц, деревянные чаны с капустой и репой, расположенные на господских кухнях, изношенных каменных ступенях или деревенских столах.

В натюрморты он вплетает и небольших домашних животных, чаще всего беспородных кошек (кота, который чаще всего встречается на его полотнах звали Feles или Феликс — так же как и художника, что означает «счастливый» и представляет самого автора) и взъерошенных бродячих собак среди курятника; или селян, одевших лучшее праздничное платье и вывезших свою продукцию на рынок, с ещё черными от земли пальцами и мозолистыми руками.

Феличе Бозелли

Для такой обстановки он подбирал боле плотные и тяжелые тона, выписывая небольшие возвышения и небольшие просветы в густых пейзажах из деревьев.

Также Бозелли проявляет себя сельским жителем с неординарным чувством юмора и появляется на автопортрете в Национальной Галерее Пармы (приблизительно 1720 г.), разодетым в пух и прах, с палитрой в руках и завитом парике, в придворной позе, но с резвыми и остроумными глазами, которые с живым вниманием наблюдают за моделью вне холста.

Отдельное внимание привлекает к себе подвешенная справа дичь.

Тем не менее, Бозелли писал не только бытовые сцены.

Для росписи театра его вызвал Алессандро Фонтанеллато Санвитале, где он работал с 1681 по 1690 года.

Следующие десять лет он практически стал личным художником Санвитале и в дополнение к привычным для него натюрмортам с кровоточащим мясом и рыбой, он писал портреты и декоративные элементы для зала приема — элегантный фриз с вазами, наполненными цветами в окружении белых крылатых грифонов; барочные карнизы в завитках и раковинах.

Но самая красивая серия — это шесть овальных картин в Соранье, выполненных между 1700 и 1701, где в натюрморты с рыбой и моллюсками, размещенными на переднем плане, вплетены фигуры молодых людей на фоне пейзажа ( википедия).

В российских коллекциях работы круга Бозелли можно найти в собрании Музея частных коллекций Международного Института Антиквариата, входящего в ASG Инвестиционную группу компаний— «Кладовая: натюрморт с дичью, виноградом, корзиной груш, спаржей и вазой с вишнями».