Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Вопреки прогнозам всех хейтеров и злопыхателей, компьютерный спорт в России по-прежнему жив. Более того, он уверенно себя чувствует — даже несмотря на многочисленные западные санкции и откровенное пренебрежение кибератлетами из РФ. Мы не только побывали на студенческом турнире в Москве и убедились в этом лично, но и поговорили с его организаторами. Среди которых оказалось немало людей из дружественных России стран. 

Интерес к киберспорту в СНГ растет

Турнир «Открытые киберспортивные студенческие игры 2022» был организован Федерацией компьютерного спорта России. ФКС РФ с 2017 года наделена правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по виду спорта «Компьютерный спорт», и регулярно проводит соревнования среди молодежи. Прийти на него мог любой желающий — достаточно было завершить быструю бесплатную регистрацию. К слову, уже в ноябре нас ждут «Школьные киберспортивные игры».

Как вы знаете, интерес к киберспорту в России резко подскочил после триумфа Team Spirit в октябре прошлого года, на котором русско-украинскому составу удалось заработать первое место и свыше 18 миллионов долларов. Dota 2 стала одной из приоритетных дисциплин, задав вектор развития киберспортивной молодежи на ближайшие годы. Она входит в категорию игр «боевая арена».


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

Месяцем позже команда Natus Vincere, на тот момент состоявшая из трех россиян и двух украинцев, выигрывает один из самых престижных мэйджор-турниров по Counter-Strike: Global Offensive — PGL Major Stockholm 2021. Победители увозят с собой один миллион долларов, в то время как второе место довольствуется скромными 300 тысячами. Шутеры в России также входят в список приоритетных соревновательных дисциплин под общим названием «тактический трехмерный бой».

Дружба народов

17 сентября выдался на удивление теплым деньком с учетом того, каким холодным бывает начало осени в Москве. Но основная жара происходила в киберспортивном комплексе Yota Arena. ФКС России в сложных текущих реалиях смогла организовать турнир международного уровня для национальных сборных из четырех стран: России, Сербии, Казахстана и Южно-Африканской Республики.


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

— GG: «Как сейчас обстоят дела с киберспортом в Сербии?»
— Никола Йорданоски, спортивный директор Ассоциации электронного спорта и киберспорта Сербии: «Я был искренне удивлен количеству студентов, которые искренне заинтересованы в киберспорте. Сами же знаете как у нас — подростки предпочитают играть в футбол, баскетбол. Но теперь к ним добавился киберспорт. Когда дело касается выделения каких-то ресурсов, грантов, то страна не слишком активно нас поддерживает. Но подвижки в сторону улучшения идут, недавно мы получили признание от Министерства молодежи и спорта Сербии. Осталось только добиться, чтобы нам разрешили приравнять компьютерный спорт к традиционному».

— GG: «Есть ли какие-то льготы для киберспортсменов из республики Казхастан?»
— Дастан Куанышулы Карим, спортивный директор Федерации киберспорта Казахстана: «В первую очередь это отсрочка от армии. Мы пишем письма, у нас есть такая практика. Еще, например, наш Давлет BlackMagic, он учится на гранте благодаря тому, что он профессиональный киберспортсмен. А университет все это активно постит в соцсетях, его пиарят на сайте. Но это индивидуальные моменты, мы ведем переговоры с университетом в Астане, Астана IT, планируем открывать там специальности в сфере киберспорта».


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

Каждая из четырех стран-участниц представила по одному составу в Dota 2 и CS:GO. Организаторы разыграли два кубка — по одному на каждую дисциплину — и призовой фонд в размере 3 миллионов рублей. До мэйджора в Стокгольме пока далековато, но для местного российского турнира — вполне неплохо! К тому же, призовые должны вырасти к следующему турниру. На церемонии открытия руководитель ФКС РФ Дмитрий Смит пообещал, что в следующем году участвовать будет уже восемь стран вместо четырех.

Эпическое начало

Церемония открытия турнира длилась 25 минут. После торжественного трейлера мероприятия, которое проводилось при поддержке ФКС, Министерства науки и высшего образования, Министерства спорта и Комитета Государственной Думы по физической культуры и спорту, на сцену вышли танцоры в светодиодных костюмах, которыми позавидовал бы даже дуэт Daft Punk. Синхронизированные танцы с электронной подсветкой сменились живым пением.

Практически получасовая церемония открытия турнира

Квартет Live Voices исполнил заглавные музыкальные темы Dota 2 и Counter-Strike, буквально пропев культовые мелодии. К слову, именно эти ребята выступали на открытии The International 2017 пять лет назад — тогда их было пятеро. После танцоров и певцов на сцену поднялись Top Beat — известное барабанное шоу мирового уровня родом из России. Музыканты вплели в свое драм-выступление фолк-мотивы каждой из стран, которая приехала на чемпионат.

— GG: «Есть ли какие-то преимущества у студентов-киберспортсменов в Южной Африке?»
— Йохан ван Брэда, вице-президент Ассоциации интеллектуальных видов спорта ЮАР: «После того, как мы отбираем студентов в команды, они получают подарок в виде цветов Протеа, нашего национального символа. После этого они вправе подавать документы в университеты на спортивные факультеты по упрощенной процедуре, получать различные гранты и поддержку со стороны правительства. Отобраться на турнир типа этого — для них это возможность, которая серьезно повлияет на всю их последующую жизнь. Оплату их четырехлетнего обучения мы также берем на себя».

После того как отгремели барабаны, ведущий по очереди пригласил каждую из сборных под свет софитов в полном составе, отчего на главной сцене Yota Arena даже стало как-то тесно. Завершилась церемония открытия выступлением главы ФКС РФ, но GameGuru удалось отдельно пообщаться с руководителем федерации.


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

Два гранд-финала в один день

Большинство ведущих и блогеров представляли студию вещания RuHub. Освещать мероприятие пригласили очень именитых в среде комментаторов и аналитиков. Среди самых узнаваемых отметим следующие лица: Владимир «Maelstorm» Кузьминов, Сергей «Smile» Ревин, Никита «4ce» Котков, Дмитрий «LighTofHeaveN» Куприянов, Александр «JAM» Коротков, Дмитрий «CrystalMay» Корчевинин, Герман «Gromjkeee» Громов, Азалия «Merryf» Самигуллина, Ян «DedOk» Кордияк, Сергей «Evitan» Филиппов, Борис «borbel» Белозеров, Владимир «EZH1K» Георгиевский, Анатолий «Little» Яшин. Была проведена автограф-сессия с возможностью пообщаться и сфотографироваться с талантами студии.

Им довелось комментировать матчи гранд-финала. По «Доте» в гранд-финал вышли сборные Сербии и России, но сильнее оказались хозяева турнира. GIGA team показала волю к победе, а также высокий уровень игры. Игрок GIGA CHEL получил массу зрительских оваций как один из самых запоминающихся участников пятерки. Сербии достался утешительный приз и серебряная медаль.


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

— GG: «Какая сейчас ситуация с киберспортом в России?»
— Дмитрий Вячеславович Смит, президент ФКС России: «Вид спорта непростой и интересный. Сейчас мы находимся на той точке, что мы окончательно получили признание государства. Нам признали даже такую сложную дисциплину, как трехмерный тактический бой, и поэтому мы проводим соревнования по CS».

— GG: «Будут ли русские киберспортсмены получать льготы?»
— Дмитрий Смит: «Ведется точечная работа. С институтом имени Плеханова подписано соглашение в рамках ВЭФ. По этому соглашению предоставляются дополнительные баллы школьникам к ЕГЭ при поступлении в этот институт, если школьники побеждают на школьной лиге ФКС. Есть вузы типа ИТМО, которые платят стипендию своим спортсменам и командам по киберспорту, которые хорошо выступают. Мы находимся в диалоге с Министерством Обороны и коллегами из Гос Думы на предмет того, чтобы создать киберспортивные роты. Такая практика уже есть в некоторых странах, например Южной Корее. Наша задача в том, чтобы, находясь там, спортсмены могли поддерживать форму, с другой стороны, чтобы те навыки, которые у них есть, были максимально эффективно использованы вооруженными силами. Предложение отсрочки от армии не получило большой поддержки, а вот история с киберспортивными ротами, особенно через призму беспилотников, весьма их заинтересовала».


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

— GG: «А что по поводу актуальных партнерств?»
— Дмитрий Смит: «Нашим партнером выступает компания VK. Сейчас она при нашей активной поддержке дорабатывает платформу VK Play. Мы рассчитываем, что в ближайшее время сможем перевести большинство наших соревнований на эту платформу. Это позволит кратно увеличить количество проводимых нами соревнований».

Что касается CS:GO, которая завершила этот турнирный день, то там жаркая борьба произошла между командами Сербии и Казахстана. России попасть в гранд-финал не удалось, она уступила в борьбе Казахстану. Но Никола Йорданоски достойно тренировал свою студенческую пятерку — она и подняла заветный кубок над головой в конце турнира.

Браво Србија!


                    Как ощущает себя киберспорт в России? Мы побывали на «боевой арене» и «трехмерном тактическом бое», где сразились студенты из разных стран

Фото: ФКС России

Усилия Федерации компьютерного спорта России на прошедшем турнире было сложно не заметить. Конечно, это не арена уровня The International, но на ОКСИ-2022 царила замечательная атмосфера. Участники и зрители получали искреннее удовольствие, и с организаторской точки зрения мероприятие не ударило в грязь лицом. Каждый из спикеров неизменно хвалил именно организацию ивента — и либо не мог, либо стеснялся сказать, какие еще аспекты студ-турнира нуждаются в доработке. Укрупнение масштабов ожидается уже в следующем году. Больше участников, больше дисциплин. Главный организатор намекнул, что есть также все шансы увидеть импортозамещение в действии, а это значит, что соревноваться будем еще и в отечественных играх, начиная с Warface.

Источник