Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Сама по себе покупка янгтаймера подразумевает, что в семье появится новая статья расходов, причём существенных. И люди, которые мажут на чёрствую корку хлеба маргарин, купленный по акции в супермаркете, такие машины не приобретают, даже если очень хотят. Другое дело – дешёвенькая машина, купленная для ежедневных необходимых поездок. Если такое требуется, приходится покупать то, на что хватит сбережений. Люди практичные (или просто без фантазии) выберут себе какую-нибудь «десятку» или Нексию и будут по-своему правы. А вот те, кому мечта не даёт покоя, будут искать за те же сто тысяч что-то интереснее. И ведь найдут! Вот только принесёт ли такая покупка счастье? Можно ли ездить каждый день на дешёвой иномарке и не застрелиться от отчаяния? Владелец этого Ford Taunus 1981-го года выпуска уверен, что можно. А я бы еще долго сидел в раздумьях над вторым вариантом.

Для начала сразу оговорюсь: этот рассказ – не о дотошной реставрации, как было, например, с Volvo 780 Bertone. Это продолжение рубрики о старых интересных машинах, которые до сих пор эксплуатируются в режиме «автомобиля на каждый день», как это было, например, с Opel Corsa A или с недавним рабочим Ford Transit VI . Поэтому, с одной стороны, от них не стоит ждать слишком многого. С другой стороны, ездить на старом автомобиле – это уже дорогого стоит.

История покупки

Итак, знакомимся: Илья Молчанов, 35 лет, занят в электроэнергетике и автосервисе, живёт в Санкт-Петербурге. Любовь к старым масл-карам (желательно года этак 1968 или 69, а идеал среди таких машин – Chevrolet Chevelle SS 1969 года) была у него давно, но денег на такие машины пока нет. Но это ведь не означает, что и мечтать о чем-то теперь нельзя. А тут случайно на глаза попалось объявление о продаже этого Таунуса. Несмотря на то, что больше привлекал Taunus предыдущего поколения, было принято решение посмотреть тот, что попался в объявлениях. Тем более что у машины есть люк, а люк, задний привод и механическая коробка – это те требования, которые были обязательными к исполнению. Продавали эту машину в Москве, и Илья с братом отправились на осмотр. 

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Продавец оказался перекупом. Причём перекупом-неудачником. Он в своё время купил этот Taunus в Вологодской области для сдачи в аренду фотографам. Первое время этот бизнес какие-то деньги приносил, потом заглох. Перекуп огорчился и отказался от своего проекта, а затем в окончательно расстроенных чувствах переключился на бизнес, связанный с кондиционерами. В итоге машина год большей частью стояла неподвижно, лишь изредка выезжая под управлением бывшего перекупа на короткие пробежки по Москве. В конце концов от неё решили избавиться и дали соответствующее объявление, которое и увидел Илья.

Как только Илья сел в салон и завёл машину, сразу же решил её покупать. Продавец предложил хотя бы посмотреть машину на подъёмнике (видимо, он всё-таки был слишком честным для перекупа, поэтому и не смог реализоваться в этой сфере), но Илья отказался по причине застывшей на лице улыбки и решимости купить автомобиль без траты времени на лишние проверки. Торговаться он тоже не стал – ударили по рукам, и Таунус за 125 тысяч рублей сменил владельца. Которого по счёту и на каком пробеге – тайна, покрытая тремя слоями неизвестности. Как говорили в одном фильме, «Это науке неизвестно. Наука пока еще не в курсе дела».

А дальше началась авантюра – перегнать машину своим ходом из Москвы в Питер. Илья на этот счёт не слишком переживал: попробовать интересно, ну а если не получится – не беда, есть эвакуатор. Но попробовать надо. Вдруг доедет? И Таунус доехал. Почти.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Первый намёк на фантастичность этой идеи родился ещё в Москве, когда машина стала троить (а мотор у неё был стоковый – 1,6 л, карбюраторная рядная «четвёрка», 73 л.с. – ни разу не Chevrolet Chevelle SS, если честно). Полезли смотреть, что стряслось, и выяснили, что у этого мотора есть интересная особенность: свечи стоят между труб выпускного коллектора. Чтобы провода не плавились от высокой температуры выпуска, на проводах должны быть эбонитовые наконечники. Но их не было – кто-то заменил эти провода на другие, с обычной резиновой изоляцией. А так как коллектор греется очень сильно, а дело к тому же происходило летом в 35-градусную жару, один из проводов оплавился. К счастью, в багажнике лежали старые стоковые провода. Пришлось «сколхозить» конструкцию из нового провода и наконечника со старого. Вроде бы Таунус после этого поехал, но стоило только выехать на платную дорогу в Питер, раскрутить мотор выше трёх тысяч оборотов и проехать километров сто, как коллектор расплавил изоляцию ещё двух проводов. Пришлось ставить ещё два наконечника. После этого решили не рисковать и ехать до дома на низких оборотах со скоростью 75-80 км/ч. Ехать по платной магистрали с такой скоростью, конечно, очень скучно и обидно, но хотя бы немного разнообразия в жизнь внёс стартер, у которого скончалось втягивающее реле. Поэтому пуск «с толкача» всё-таки развлёк путешественников в длинной и скучной дороге. В итоге всё закончилось хорошо: Таунус до своего нового дома всё-таки добрался, хотя и потратил на это очень много времени.

После этого он ещё месяца два или три ездил с родным «железом», а потом, как говорит Илья, «меня понесло».

«Медленно превращаюсь в ГАЗель»

Скажу сразу: у Ильи эта машина далеко не первая, и опыт переделки скучных автомобилей в весьма весёлые у него есть. Поэтому при покупке Таунуса на многие его недостатки он просто закрыл глаза: всё равно захочется сделать из него что-то более задорное, чем предполагали на заводе, и состояние агрегатов интересовало мало. Так что нет ничего странного в том, что три с половиной года назад начался процесс, который длится и по сей день. Причём надо сказать, что цели построить из Таунуса шоукар за несколько миллионов нет – это просто автомобиль на каждый день. Но так получается, что в силу возраста от него постоянно что-то отваливается, а искать и покупать многие оригинальные запчасти и узлы нет ни желания, ни смысла: это слишком дорого и долго. Часто проще использовать те запчасти, которые продают друг другу на форумах владельцы старых Фордов. Цена у них более привлекательная, а возможности с их помощью сделать Таунус интереснее намного больше. Поэтому часто в дело шло то, что получалось найти по знакомым среди любителей этих машин. Начнём с мотора.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Ждать бодрости от стокового 1,6-литрового двигателя было бесполезно. Можно было бы рассмотреть вариант установки мотора объёмом 2,3 л, который мог стоять на Таунусах с завода, но под руку подвернулся другой агрегат – 2,9-литровый двигатель V6, который использовался на других Фордах (например, Sierra, Scorpio или Bronco). Этот мотор был найден у товарища в сообществе фордоводов и стоил всего 15 тысяч рублей. Сразу же с этим мотором у того же товарища были приобретены английские ремонтные поршни, кольца и все прокладки. Всё это – очень редкие запчасти, и за них Илья отдал ещё 25 тысяч. Большинство работ он выполнял сам, но около двадцати тысяч всё-таки пришлось заплатить мотористам за расточку блока (после чего объём вырос ровно до 3 литров), шлифовку и притирку клапанов. Собирал и менял двигатель Илья тоже сам, так что появление V6 под капотом Таунуса обошлось приблизительно в 60 с небольшим тысяч рублей. Если бы владелец имел обычные, а не золотые руки, то вся операция стоила бы ему от 130 тысяч рублей, так что экономия налицо. Впрочем, если нет золотых рук, дешевле будет купить контрактный мотор. Хотя, конечно, уверенности в нём будет меньше.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

В паре с этим мотором за 10 тысяч рублей была куплена другая коробка передач – механическая МТ-75, которая должна работать с мотором V6. Меняли их вместе, потому что проще вытащить из машины весь силовой агрегат на подрамнике в сборе и так же поставить на его место другой.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Казалось бы: есть новые мотор и коробка, можно ездить. Но нет. Мотор проездил недолго – он был загублен неудачной заменой масла. Любой бы расстроился, но человек, который купил Таунус за сто не с небольшим тысяч рублей, расстраиваться не умеет. Он в таких случаях покупает новый мотор. Опять такой же 2,9-литровый V6. В этот раз, правда, двигатель обошёлся ещё дешевле – всего в 10 тысяч рублей. Куплен он был тоже у товарища, причём в разобранном состоянии. Ну и ещё 10 тысяч стоил комплект прокладок.

Кстати, все родные моторы Таунуса – карбюраторные. А вот этот 2,9-литровый мотор – инжекторный, хотя и с трамблёром. Мороки с этой системой много, поэтому тут пошли известным путём – установкой отечественного ЭБУ «Январь». И эта операция вместе с приобретением комплекта недостающих датчиков стоила около 50 тысяч. Дорого? Да нет, если учитывать, что бархотки стёкол передних дверей Илья смог купить только в Германии за 12 тысяч рублей. Так что 50 за «Январь» на этом фоне очень даже нормально, особенно если учесть рост мощности мотора. В стоке он выдаёт около 150 л.с., а с «Январём» и тщательной настройкой – около 180 л.с. При этом Таунус обрёл очень оригинальную схему проводки: одна коса у него осталась родной и отвечает за всё, кроме мотора, а вторая – новая, и она обеспечивает работу исключительно двигателя.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Этот мотор ворочает поршнями до сих пор, причём вполне успешно. Если две замены мотора не кажутся вам страшными, перейдём к коробкам.

Как я уже говорил, коробку заменили вместе с первым мотором. Она довольно быстро загудела, но ремонтировать её не возникло желания. Да и зачем это надо, когда можно купить другую коробку, за которую попросили всего 8 тысяч. Беда в том, что она тоже оказалась шумной. Третью коробку покупать уже не хотелось, поэтому купленную вторую коробку Илья отправил в переборку. Ремонт обошёлся в 15 тысяч. Но так как мотор стоял уже серьёзный, машина под управлением Ильи очень часто ездила то боком, то с педалью в пол. И во время прыжков через трамвайные пути и бордюр каким-то чудом удалось приложиться коробкой об асфальт. Поэтому она снова гудит. Вот тут бы опять можно было расстроиться, но нет: первая-то коробка лежит! Её тоже можно перебрать и поставить вместо этой, которая после ремонта продержалась около тысячи километров. 

Чуть не забыл: между коробкой и мотором, само собой, есть ещё и сцепление. Тут было проще поставить комплект от Транзита: он и рассчитан на больший момент, и встаёт туда хорошо, и обошёлся всего в 15 тысяч рублей. 

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

После коробки в трансмиссии заднеприводного автомобиля идёт кардан. Он порвался всего дважды: не может он выдержать крутящий момент V6. Дважды спасала замена крестовин (это стоило всего около 7-8 тысяч рублей за запчасти, а руки у Ильи – на всякий случай напомню – золотые). В третий раз кардан свернулся окончательно, поэтому было принято решение сделать новый. Поэтому тут сейчас стоит сделанный под заказ кардан, который обошёлся в 50 тысяч. 

А вот задний мост ведёт себя молодцом и пока ещё ни разу не разваливался. Он тут был одинаковый на машинах с мотором объёмом и 1,6 л, и 2л. Видимо, запас прочности у него солидный, и пока он терпит и 2,9-литровый двигатель. А вот ступичные подшипники не терпят – их приходится менять часто.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Задний редуктор заварен (вот сейчас, наверное, никто не удивился), но, как я уже говорил, он оказался крепким парнем. В заднем мосту только один раз порвалась полуось. Решение, как вы понимаете, традиционное: купить на всякий случай новый (который на самом деле тоже старый) мост. Илья купил у знакомого на всякий случай два моста, полуоси одного из которых поставил себе. И на всякий случай в запасе ещё есть купленный года четыре назад мост от Мустанга. Может быть, когда-то и он будет стоять на этом Таунусе, но для этого надо поработать с кузовом (мустанговский мост чуть шире, поэтому кузов надо немного переделать), а до него руки ещё не дошли.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

О всяких мелочах вроде радиатора охлаждения от ГАЗ-24, радиатора печки и выключателя массы от ГАЗели и нескольких деталей от Жигулей говорить не буду – они есть. Без этого никуда: родные запчасти очень и очень редкие, причём стоят баснословных денег. А так как эта машина – всё-таки машина на каждый день, вваливать в неё миллионы в виде оригинальных запчастей не хочется. Поэтому после установки радиатора от ГАЗели в бортовом журнале Таунуса появилась скорбная запись: «Медленно превращаюсь в ГАЗель». А может, не столько скорбная, сколько ироничная – особых переживаний по этому поводу я у владельца не заметил. Главное, что машина радует.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Не дошли руки до кузова – это не значит, что с ним ничего не пришлось делать. Переделывать пока Илья ничего не стал (а в планах есть некоторые задумки по изменению задней части), а на мелкие его недочёты обращать внимание пока не хочется. Главное, что были проведены довольно серьёзные работы по устранению ржавчины и дыр, а также – усилению того, что не успело сгнить за 40 лет. Поэтому сейчас Таунус не выглядит музейным экземпляром, но и разваливаться не будет: все важные моменты учтены и устранены. 

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Давайте пропустим огромное количество мелочей (новые тормоза, замену рулевой рейки, ремонт бензобака, ремонт стоек стабилизатора поперечной устойчивости резиновыми деталями от Волги, задние амортизаторы от Нивы, самодельный шкив генератора и ещё много-много мелочей, от которых бы чокнулся более слабый человек) и посидим внутри этого Таунуса.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Милый дом Алабама

Группа Lynyrd Skynyrd в 1974 году выпустила песню «Sweet Home Alabama» (милый дом Алабама). Как только я открыл дверцу Таунуса и сел внутрь, я сразу вспомнил этот мотив: вроде бы заводной, но чертовски лиричный и уютный. Чёрт знает, как эти американцы делают такие салоны. Вроде бы отдельные их элементы выглядят грубоватыми: жёсткий скучный пластик приборной панели, дефлекторы воздуховодов, в которым могли бы прятаться все черепашки-ниндзя с их крысой, деревянные накладки дверей, прикрученные суровыми саморезами… Всё это по отдельности напоминает о часах судного дня, суде Линча и немножко – о Мохаммеде Али. Но вместе эти элементы делают салон уютным, как старое бабушкино кресло. Понятно, что салон заметно изношен – ему сорок лет. Но он не утратил своего обаяния, он такой же мягкий и добрый. 

Нужен или нет?

Должен кого-то разочаровать: нельзя купить 40-летний Taunus за сто тысяч и ездить на нём каждый день, тратя на него, как на «десятку». Этот фокус не выйдет. Если посчитать, сколько обычный человек отдал бы просто за ремонт этой машины в сервисе за три с половиной года, получится 550-600 тысяч рублей. Понятно, что покупать на последние деньги такую машину нельзя. Причём речь не идёт о том, чтобы сохранять её в стоке – тут суммы были бы астрономические. Речь идёт о том, что вот этот тюнинг этой машины – это мера вынужденная. Это как «колхозинг», только имеющий смысл. Подумайте сами: если от возраста загнулся стоковый 1,6-литровый мотор, и надо ставить другой, то почему бы не поставить более мощный? Конечно, надо ставить. И чёрт с ним, что в ГИБДД такую идею не одобрят. Тут ведь главное – это и поддержать машину на ходу, и если уж так получилось, сделать её чуть лучше. Вот и начинается: то мотор помощнее, то тормоза чуть эффективнее, то кардан по спецзаказу. И это бесконечно.

Конечно, очень сильно выручают сообщества владельцев старых Фордов. Без них стоимость содержания такой машины была бы просто запредельной, а некоторые запчасти приходилось бы искать годами. Так что без связей – никуда.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Ну и последнее: даже не пытайтесь ездить на таких машинах в обычные сервисы. Там с ними даже связываться не будут: попытаешься открутить одну деталь – сломаешь три. В сервисах этого не любят, хотя этот Taunus конструктивно несложный. Просто с ним не хотят иметь дел. А если захотят, то за бешенные деньги. Потому что – «ретро».

Вывод, думаю, очевиден: если нужна машина на каждый день, которая не принесла бы хлопот, нужно искать что-то другое. Если от машины хочется настроения, если вы готовы променять её на счастливый брак, если вам скучно ездить на «десятке», если есть определённый уровень достатка и бензина в крови, то почему бы и нет? Эмоции от машины действительно очень яркие. Но они, увы, далеко не бесплатные. Поэтому такую покупку нужно совершать, только точно зная, что вы предпочитаете в жизни: быстро гореть или медленно тлеть.

Корч поневоле: опыт владения Ford Taunus TC3 1981 года

Источник