Он может быть принят осенью

Правительство не поддержало законопроект, который предлагает упростить порядок получения российского гражданства ребенком, проживающим за пределами РФ, один из родителей которого — россиянин. Один из аргументов — «в Госдуме уже прошёл первое чтение внесенный президентом Путиным совершенно новый закон «О гражданстве РФ», и вносить изменения в действующий смысла уже нет».

Проблема в том, что новый закон о гражданстве, как говорят в таких случаях, «завис» в Госдуме. Радикально изменившаяся и продолжающая меняться ситуация потребует «подгонки» родившегося ещё до начала спецоперации документа, и когда он вступит в силу и в каком виде — не знает, похоже, никто.

Новый закон о гражданстве "завис" в Госдуме: подгоняют под изменившуюся ситуацию

Правительственная комиссия по законопроектной работе на этой неделе одобрила отрицательный отзыв на инициативу депутатов и сенаторов из ЛДПР, которые предлагали давать российское гражданство ребенку без согласия второго родителя-иностраца в тех случаях, когда брак расторгнут, или родитель-иностранец признан недееспособным либо лишен родительских прав. Действующий закон «О гражданстве РФ» позволяет решать проблемы и ничего нового авторы законопроекта не добавляют, считают в правительстве. «Кроме того, следует учесть, что 5 апреля 2022 года Госдума приняла в первом чтении внесенный президентом РФ проект закона «О гражданстве РФ», предусматривающий комплексное регулирование вопросов приобретения гражданства РФ», а после его вступления в силу нынешний закон «О гражданстве РФ», 2002 года рождения, утратит силу, говорится в документе.

Что за новый закон?

Он был внесен в Госдуму за подписью президента Путина ещё в декабре 2021 года, можно сказать, «в другой жизни». Хотя обычно инициативы главы государства по умолчанию являются приоритетными, а нового закона о гражданстве ждали давно, первое чтение состоялось лишь в начале апреля.

Представитель президента, начальник Главного управления по вопросам миграции МВД Валентина Казакова говорила тогда депутатам, что инициатива разработана «в целях реализации внесенных в Конституцию изменений» и создает «благоприятные условия для переселения в Россию людей, владеющих русским языком, знающих ее историю и близких по культуре». Требования по приему в российское гражданство сокращаются для более чем 20 категорий иностранцев, прежде всего соотечественников, хотя самих терминов «соотечественники» и «репатриация» в тексте документа нет.

Одновременно этот законопроект расширяет полномочия главы государства. Президент предложил дать ему право определять, какие ещё  категории иностранцев, кроме тех, что описаны в законе, и из каких стран получат «зеленую улицу», как и сам набор положенных этим категориям при оформлении гражданства РФ льгот. Сейчас пока он имеет право указом вводить льготные правила получения российских паспортов только «по гуманитарным основаниям»: именно по таким основаниям с 2019 года получили право на получение российских паспортов  жители ДНР и ЛНР.

Г-жа Казакова говорила депутатам, что расширение президентских полномочий в таких вопросах поможет «более оперативно и гибко реагировать на складывающуюся геополитическую обстановку в мире».

Предполагалось, что второе чтение себя ждать не заставит: хотя обычный срок, который дается на подачу и обсуждение поправок в комитете, составляет 30 дней, в данном случае его сократили до двух недель, то есть до 19 апреля. Да и вообще президентские законопроекты в последние годы обычно не залеживались.

Но тут — тишина… Сессия закончилась, сроки подачи поправок давно истекли, а про второе чтение никто и не вспомнил.

Глава профильного Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников (КПРФ) в разговоре с «МК» объяснил «подвешенное состояние» президентского законопроекта так: «сейчас мы принимаем много законов в связи со специальной военной операцией — и по беженцам, и по разным категориям прибывших с Украины в целом, на ходу меняются подходы». И хотя поправок к президентской инициативе поступило очень много, сказал он, «мы не торопимся специально, чтобы не принимать сырой закон и чтобы учесть все новые моменты, которые начали уже проявляться».  

Правительство и президент свои поправки, кстати, не прислали. Как относятся в Кремле к задержке? «Я ни с кем ничего не согласовывал, но мы видим, что завершение работы над текстом требует времени. Они тоже это понимают, и не торопят»,- пояснил г-н Калашников. Он думает, что в осеннюю сессию новый закон о гражданстве принят всё же будет.

Но в каком именно виде? Для кого процедура будет упрощена, для кого усложнена, расширится ли ещё больше по сравнению с первым чтением перечень оснований для «прекращения гражданства РФ», появятся ли новые ограничения для лиц с двойным гражданством? На данный момент хотя бы приблизительного ответа на эти вопросы, судя по всему, не знает никто.

Что касается первоочередных законов, которыми занималась Дума в последние месяцы — один из них был принят за последние два дня работы Госдумы во всех трех чтениях, уже одобрен Советом Федерации и ждёт подписи президента. Речь идёт о внесении изменений в закон «О беженцах». Сейчас лишь 10% людей, бегущих в Россию с территории Украины, ДНР и ЛНР, имеют официальный статус беженца, потому что одним из условий его получения является обязанность сдать на хранение в органы внутренних дел украинский паспорт, или паспорта ДНР и ЛНР, объяснял коллегам один из авторов, первый замглавы Комитета по делам СНГ Константин Затулин («ЕР»). По его словам, «люди бросили там всё и надеются вернуться, иногда чтобы забрать кого-то из родных и близких, и не готовы даже на такую задержку». После вступления закона в силу не надо будет сдавать паспорта ради получения удостоверения бенежца тем, кто вынужден бежать в России с территорий, охваченных военными действиями граждан Украины, ДНР и ЛНР. Для всех остальных иностранцев, даже бежавших из зоны военных действий, но в других регионах мира, правила остаются прежними…

Не дождавшись принятия президентского законопроекта, депутаты и законодательные собрания весной внесли несколько своих, предлагающих поправить действующий закон «О гражданстве». Например, справороссы считают правильным «на фоне происходящей агрессии к русскоязычному населению» распространить тот упрощенный порядок получения российского паспорта, который действует для граждан Молдовы, Украины, Казахстана и Белоруссии, на граждан Латвии, Литвы и Эстонии. То есть давать им паспорта без отказа от гражданства других государств. И ещё ввести дополнительную категорию иностранных граждан и лиц без гражданства, которым гражданство Российской Федерации может быть предоставлено в упрощенном порядке, то есть без соблюдения условия о непрерывном пятилетнем сроке проживания на территории Российской Федерации и без подтверждения наличия законного источника средств к существованию: «постоянно проживающие на территории стран-членов НАТО или на территории Украины, если они владеют русским языком или имеют хотя бы одного родителя, родившегося на территории РСФСР или РФ». Ленинградское законодательное собрание и парламент Адыгеи хотят подправить что-то в порядке получения российского гражданства ребенком, родившимся от брака россиянина (россиянки) с иностранцем, если этот иностранец согласия на это ну никак не дает. И т.д., и т.п.

На некоторые из этих инициатив уже пришли отзывы или заключения правительства. В них из раза в раз повторяется та самая формулировка: «кроме того, 5 апреля 2022 г. Государственной Думой принят в первом чтении внесенный Президентом РФ проект федерального закона… «О гражданстве РФ», комплексно регулирующий вопросы приобретения гражданства Российской Федерации»…

Источник: www.mk.ru