Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Cantata — дебютная стратегия студии Afterschool. Разработчики нашли ровно две идеи, чтобы сделать свой инди-дебют запоминающимся. Во-первых, они заручились поддержкой русского иллюстратора-авангардиста Артема Траханова, который создал необычный визуал мира Cantata с тонной эпатажных артов, словно нарисованных под эффектом запрещенных веществ. Это, если что, комплимент такой! Во-вторых, к пошаговой тактике в стиле ранних частей XCOM прикрутили логистические цепочки из Factorio с доставкой ресурсов по особым правилам. А теперь давайте подробнее.

Релиз состоялся 12 мая, но мы намеренно повременили с текстом: на старте в игре было слишком мало контента. Поэтому мы решили дождаться первого контентного обновления Orbital Drop. Оно вышло 19 июля и несколько улучшило комплексную формулу Cantata.

Известно, что на этапе ранней разработки авторы из Afterschool вдохновлялись классическими тактическими играми: от Final Fantasy Tactics и Into the Breach до Wargroove. Собственно, поначалу Cantata была как две капли похожа на тактики прошлого века. Ну, там, Warhammer 40,000: Chaos Gate 1998-го или Shadow Watch 2000 года. Визуально даже сейчас игру легко принять за проект, вышедший в лучшем случае лет двадцать назад.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Царь захватнических людей страдает манией величия, и даже не пытается этого скрывать

Затем главный дизайнер Кайл Кукштель резонно заявил, что это слишком скучно. Тогда в игру добавили строительство баз на огромных картах и логистическую систему, которой легко позавидуют Dyson Sphere Program или Satisfactory. Получилось что-то вроде пошаговой тактики, где необходимо прокладывать цепочку из зданий, которые тащат ресурсы с одной фабрики на другую, производя из простых материалов все более сложные детали. А из сложных деталей получаются юниты.

Недавно Кайл попробовал описать Cantata одной фразой, и получилось что-то вроде: «Мы объединили тактические битвы в стиле Advance Wars с широкомасштабной логистикой и строительством базы под соусом мистицизма, научно-фантастического бэкграунда и арта под стать вышесказанному». Концепции игра соответствует, но вот как она при этом ощущается? Попробуем ответить дальше.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

У каждой фракции есть свой суперюнит: герой с улучшенными характеристиками, собственным именем и уникальным внешним видом

Сердце «магнум опус» Кайла — все та же пошаговая тактика. У нас есть ровно одна волшебная планета с мистическими свойствами, и три фракции, которые хотят обладать ее ресурсами: люди-завоеватели, разумные роботы с гениальным ИИ во главе и коренной народ, похожий на мутировавших обитателей зоопарка. Сейчас Cantata находится в раннем доступе, и вся игра состоит буквально из пяти карт: две служат обучающими и проходятся за 15 минут, а еще три позволяют увидеть треть будущей кампании глазами каждой из сторон конфликта.

К полноценному релизу планируется сделать девять карт, но пока что сюжетных миссий всего три. Однако на каждую даже у опытного стратега уйдет по меньшей мере пара часов — авторы сделали действительно огромные карты, от завоевания которых можно устать. Каждая карта разбита на полторы дюжины микрорайонов, в каждом из которых можно построить не более трех зданий. Тем самым авторы подталкивают к тому, чтобы завоевывать новые регионы и строить там новые источники снабжения.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Одна из миссий стартует с необходимости наладить оборону базы и отбить атаку пришельцев

Перерабатывающие заводы, энергостанции, пункты продовольствия — лишь малая часть инфраструктуры, которую понадобится развить для получения каких-либо юнитов, помимо базовых. Даже для создания простейшего джипа потребуется минимум четыре здания. Первое будет производить базовый ресурс, второе и третье будут конвертировать его в топливо и моторы, а на четвертом будет оформлен непосредственный конвейер по производству боевых машин.

Фракции разнятся визуально, но работают по идентичным принципам. Разобрался с одной технологической цепочкой — считай, видел их все. Но для сюжетных миссий авторы предусмотрели множество скриптованных событий-сюрпризов. Например, мы можем наткнуться на разбитый шаттл неудачливых экспедиторов, помочь им отбиться от пришельцев и получить новую технологию в копилку. А в одной из миссий командир божественного происхождения так устанет от нашего «медлительного прогресса», что спустится с орбиты на поле боя в своем ковчеге, напоминающем летающий гроб с множеством орудий — разумеется, с бешеными боевыми характеристиками и полубожественной атакой.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Боевой джип — дешевый юнит, который компенсирует слабую атаку мобильностью и возможностью перевозить пехоту

Если к боевой части нареканий нет, то логистика сделана криво, и авторы сами это признают. Поэтому в первом же патче Orbital Drop ее упростили, привязав вместо зданий к регионам. Для регионов сделали свою панель менеджмента и упростили строительство логистических линий между разными зонами. Фана эта опция, само собой, не добавила, но раздражения от прокладывания линий поставок стало куда меньше. А вот туториалы пришлось отключить — их попросту не успели адаптировать ко всем нововведениям.

На данный момент игре катастрофически не хватает как подсказок, так и уведомлений о том, что у нас что-то где-то неправильно или неэффективно работает. Разбираться игроку в логистических линиях придется не просто в одиночку, но еще и в условиях дефицита визуальной информации. Приходится прокликивать каждую линию снабжения и ревизировать, что же там с ней происходит. И тем хуже, что каждая карта кампании огромна, а значит, цена любой ошибки чревата рестартом и потерей многочасового прогресса.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Кампания не стесняясь скидывает на нас ряд тяжелых задач, от которых голова идет кругом

При этом обучение — еще одна слабая часть игры. Взять хотя бы ранее упомянутую тактику Into the Breach, чертовски похожую на кор-геймплей Cantata — там тутор был частью кампании и в интерактивном формате разжевывал азы борьбы с кайдзю. Авторы Cantata многие вещи проговаривают текстом, но забывают закрепить на практике, словно возвращая нас к первой части «Казаков» и прочим стратегиям из конца 90-х. Так что вскоре у игрока начинает не то чтобы складываться понимание основ, а просто кружиться голова. И палец навязчиво тянется к кнопке «выход». Слишком уж тут избыточны нюансы и кунштюки. Даже захватить регион сложно: у каждого микрорайона есть параметр «Давление», который не позволяет просто отнять территорию, зайдя в нее. Необходимо сначала вырезать вообще всю оппозицию, а затем натыкать в землю специальных флажков или светильников, которые закрепляют за фракцией владение территорией. Толком об этом в туторе почему-то и не рассказывают.

Авторы позволили себе творческую свободу при создании ландшафта. У некоторых территорий в Cantata есть особые свойства, которые преобразовывают способности юнитов. Поэтому ландшафт может стать как союзником, так и преградой. Более того, у каждого тайла в игре есть понятие «весопроходимости» — веса, который он выдержит. То есть где-то может проехать только легкая техника, а где-то и она застрянет, вынуждая нас использовать пехоту. Плюс ко всему, планета тут живет по своим правилам. На ней есть собственные NPC-существа, странные ресурсы, которые можно исследовать для получения баффов и дебаффов, и на некоторые клеточки лучше наступать только после того, как прочли описание их свойств. У планеты Шеол даже есть свое имя, и она ходит в пошаговом режиме наравне с остальными фракциями.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

Пример производственной цепочки в игре — для создания тяжелых артиллерийских самоходок понадобится как минимум три дорогостоящих ресурса

Кстати, о пошаговости: бои тут чрезвычайно неторопливы и медлительны, примерно как в Xenonauts — но это не из-за высокой «тактическости» геймплея, а просто из-за того, что юниты не способны двигаться на долгие дистанции, подолгу перезаряжаются, а фабрики накапливают необходимые для создания танков ресурсы целую вечность. И это сильно затягивает геймплей, делая продвижение по карте каким-то подчеркнуто неторопливым, а местами и занудным.

В общем, положа руку на сердце, контента до сих пор мало — пресловутые три миссии и… все, пока что. Конечно, есть базовый редактор карт, но фан-база пока слишком скромная в плане количества геймеров, чтобы у кого-то был стимул делать UGC-уровни. За все время мне удалось найти лишь одну любительскую кампанию, которую сами авторы распиарили на форуме. При этом реиграбельность нулевая: случайных событий или рандомных боев тут нет, поэтому пройдя миссию один раз, вы уже увидите все, что она предлагает — помимо мелких секретов и пасхалок, которые игрок мог пропустить, не заглядывая в побочные зоны.


                    Обзор Cantata. Необычная и крайне хардкорная инди-стратегия, которой пока недостает контента

В этом регионе есть туманные клетки, где наши юниты способны скрываться и оставаться временно невидимыми

Однако потенциала в игре достаточно. К тому же, Afterschool обещает исправляться — сделать логистику удобной, тутор наглядным, контент разнообразным. А заодно подкинуть геймерам что-то вроде скирмиш-режима с несколькими картами, где они могли бы сражаться в онлайне и локальном мультиплеере. У проекта уже есть дорожная карта с большим количеством планируемых апдейтов, включая столь важные штуки, как ачивки и коллекционные карточки. И это тот случай, когда хочется, чтобы у инди нашлись свои ценители.

Сорок минут геймплея Cantata. Источник: GameZine

Покупать Cantata пока рано, даже из желания поддержать разработчиков с авансом на «вырост». Тут попросту слишком мало всего, а то, что есть, реализовано неудобно и рассчитано в первую очередь на гиков и хардкорщиков, которые как-то сумели отлипнуть от Factorio и иже с ней. Для обычного стратега Cantata наверняка станет болезненным опытом, ведь это — эксперимент, проверка нервов на прочность с помощью «новаторского геймдизайна». Уже на первой карте через десять минут на игрока бросают силы, втрое превышающие его собственную армию. Как тут не сбежать в гневе с помощью Alt+F4? Так что если хочется чего-то похожего, но на порядок более дружелюбного, вам дорога в Dune: Spice Wars. А что до Cantata — за ней стоит последить и дождаться масштабных доработок.

Источник