Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Оглавление Развернуть Любишь дьявола, плати По своему образу и подобию RUSSBarb? Лучше — RUSSRogue Мрачнуха как она есть А это точно Санктуарий? Не вижу ничего святого Контента хватит надолго Бесовские проделки

Почти у каждого была ситуация, когда «мамка не купила Диаблу», как в одной популярной песне. И тут как раз такой случай, ведь игру автор покупал себе сам — между прочим, отдал за базовое издание для ПК аж 6000 рублей! Но денег не жалко, несмотря на наличие более дешевых, а местами даже бесплатных ARPG-аналогов. Ведь это первая действительно новая Diablo за 11 лет, и по случаю столь значимого события грех не раскошелиться. И, что самое главное, покупка оказалась оправданной.

Любишь дьявола, плати

Diablo 4 — многострадальный долгострой, команда которого прошла по тем же граблям, что и ее предшественники с третьей частью. Состав разработчиков по большей части сменился, и если гейм-директором Diablo 3 был Джей Уилсон, то над сиквелом трудилась команда Джо Шели. И то не сразу, ведь Шели заменил Луиса Барригу, покинувшего ключевой пост гейм-директора игры на фоне скандала о домогательствах и иных притеснениях в Blizzard.

Почему мы вообще уделяем этому столько внимания? Ну вообще, разработка любой из частей Diablo — это всегда кранчи, бесчисленные прототипы, смены лошадей на переправе, возвраты к переделыванию всего с нуля, немного производственного ада и обманутые надежды игроков. Игра всегда рождалась в творческих муках. Однако в этот раз Blizzard решила отступить от привычной формулы в той части, которая касается надежд игроков. Уровень хайпа после Diablo Immortal был ниже, чем того хотелось бы Blizzard, поэтому компания провела аж три бета-тестирования только в 2023 году.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Варвар_ка GameGuru к вашим услугам

При этом у команды Шели с нулевой попытки получилось сделать так, чтобы игроки не бежали оформлять рефанды и хейтить разработчиков, как сейчас закономерно происходит с Overwatch 2. Серверы Diablo 4 не умерли ни в день раннего доступа (2 июня) для обладателей дорогих изданий «делюкс» и «ультимейт», ни в день общего доступа 6 июня. Запуск состоялся без значительных технических косяков, а какую-то убойную фишку типа аукциона никто не стал убирать из игры в последний момент.

Более того, и это важно — в Diablo 4 есть локализация с поддержкой не только текстов на русском, но и полноценная озвучка всех сюжетно-значимых диалогов. То есть игра вышла без какой-либо «языковой цензуры» по национальному признаку. Кто бы мог подумать. Мы не собираемся петь дифирамбы современной Blizzard, но, как говорится: credit where credit’s due, то есть в данном случае компании действительно стоит воздать по заслугам. Так что давайте ближе к самой игре и впечатлениям от нее.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

К счастью, другие игроки не мешают нам заниматься своими делами, и наград всегда хватает на всех

По своему образу и подобию

Я очень люблю ARPG-игры за так называемый «эмерджентный геймплей» — это когда ты не читаешь гайды, а сам проверяешь игру на прочность и вариативность. У Diablo 4 этой вариативности предостаточно. Тут всего пять классов, но они настолько гибкие в плане комбинирования активных навыков и пассивных перков-улучшений, что можно хоть из волшебницы сделать танка с нужными резистами, хоть из варвара — колдуна, у которого вместо маны будет шкала ярости.

О да, настоящий вкус игры раскрывается тогда, когда собираешь за собой паровозик из сердитых мобов, а затем включаешь прокаст своих абилок: прыжок за спину самого жирного монстра (элитного или чемпиона), рывок с клинками через толпу, волшебные тесаки в тело и ловушка под ноги всей этой шушеры. Если говорить совсем коротко, Diablo 4 удачно выполняет свою главную функцию — тут очень приятно убивать монстров. Они разваливаются на куски, сгорают, замерзают, взрываются, дергаются в пароксизмах боли и корчатся в предсмертной агонии. И делают все это красиво. Отдадим должное разработчикам, которые из банальных паучков, волков, упырей и прочих вампиров сделали зоопарк, который так весело закидывать спеллами и закликивать мышкой.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Нейрелла — милая и харизматичная девочка, которая разыскивает мать, попавшую под влияние Лилит

Впрочем, совсем уж закликивать не получится — на сложности «Ветеран» (второй из четырех доступных), которая открыта по умолчанию, толпы с двумя-тремя элитными гадами уже не дают расслабить булки. К счастью, в отличие от первой части, высокая сложность доступна сразу, и не надо проходить сюжетку на «нормале», где нет никакого челленджа.

Еще тут интересно исследовать локации. Многие элементы на аренах интерактивны, нам дают обшаривать каждый уголочек, переворачивать почти все камни и трупы. Все это сделано ради единственной цели, а именно набрать побольше легендарных шмоток и врываться в огромное месиво из монстров с боевым кличем и фирменным вихрем варвара!


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Да, магазин тут есть, но он не такой раздражающий, как в Diablo Immortal

RUSSBarb? Лучше — RUSSRogue

Собственно говоря, чуть больше о классах. Во-первых, в серии впервые дебютировала кастомизация героев — редактор довольно простой по нынешним меркам, но явно лучше того, что мы обычно наблюдаем в других современных Action RPG, в том числе среди «диаблоидов». Взять из недавнего хотя бы Ghostlore или Last Epoch — ну куда им тягаться с редактором персонажей в ААА-тайтле? А ведь именно так ощущается новинка.

Для каждого из героев дают выбор гендера, причесок, волос, макияжа, цвета глаз, татуировок, растительности на лице и прочих немаловажных вещей. И это не ирония — большинство катсцен в Diablo 4 рендерится на движке игры, за счет чего мы частенько будем наблюдать лицо нашего воителя крупным планом. Во-вторых, подборку из пяти классов можно назвать золотым стандартом жанра. Есть мощный воин, впитывающий урон и раскидывающий врагов штабелями — Варвар, которого мы сразу же наградили именем RUSSBarb в честь былинного героя времен второй части.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Важные локации подсвечиваются специальной кинематик-камерой

Есть сигнатурный плохиш серии — Некромант, спеллы которого заточены под призыв скелетов, големов и колдование дебаффов на врагов. В этот раз Некромант подкачался и спокойно пьет чужую кровь, а заодно сам превращается в кровавое облако, разрывающее все на своем пути. Далее у нас Друид, персонаж, способный принимать формы волка или медведя с уникальными скиллами для каждой из ипостасей, включая человеческую. Этому персонажу очень рады олды, ведь Друид пропустил «трешку», несмотря на свою популярность в Diablo 2

И, наконец, единственный по сути новый класс — Разбойник. В самой первой части Diablo уже была Разбойница, но она была ближе к обычному рейнджеру. Здесь же в ее черты смогли спрятать лучшее от Ассасина (Diablo 2), Амазонки (Diablo 2) и Охотника на демонов (Diablo 3). Это персонаж-ловкач, быстро перемещающийся по полю боя и вливающий дикий урон с помощью ловушек, бэкстебов и даже фирменных колючек, которые перешли ему по наследству от Охотника на демонов.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Голем против Дикодрева — исход очевиден, ведь голем принадлежит Некру 45 уровня

Мрачнуха как она есть

Санктуарий, он же мир Diablo, крайне мрачный. В новой части Blizzard вернулась к готической эстетике Diablo 2, которая ощущается буквально с самого первого данжа — замученные до смерти крестьяне, изуродованные трупы, объеденные тушки лошадей. Все это вы найдете в подземелье рядом с деревней Немеск, где звучат привычные струнные мотивы музыкальной темы Тристрама. И вот это ностальгическое потрунькивание очень быстро нажимает на нужные нервные окончания.

Такое ощущение, что Blizzard внимательно следила за всеми конкурентами, и в игре собраны всевозможные QOL-фишки типа системы эмоутов для общения с незнакомцами, удобная система оповещений о внутриигровых ивентах, быстрая телепортация из подземелья и многое другое. Не хватило разве что того, чтобы питомцы собирали за тебя золото и предметы, а в подземельях разрешили кататься верхом на лошади — увы, лошадка в данжах недоступна.

Санктуарий стал в Diablo 4 настолько крупным, что теперь его можно исследовать верхом. Ничего принципиально нового конные поездки в игру не вносят, но спасибо, что есть такая вариативность и даже опция покупки брони для своей пегой кобылки. Будем считать это милой отсылкой к TES 4: Oblivion.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

В пророчестве Ратмы содержатся по-настоящему шекспировские страсти

А это точно Санктуарий? Не вижу ничего святого

Сюжет — наше почтение. Ветераны серии помнят демонессу Лилит, которая была доступна в Diablo 2 только во время специального ивента Пандемониум в качестве настоящего финального босса. Уже тогда она могла дать прикурить самому повелителю ужаса. В новой игре не стали развивать историю приемной дочери Декарда Каина, а сместили акцент на новый конфликт. В его центре противостояние Лилит, дочери Мефисто, и ее бывшего муженька Инария, вместе с которым они создали племя нефалемов.

Лилит вернулась в Санктуарий, чтобы развратить людей и пробудить в них самые низменные инстинкты. Под раздачу попал и главный герой — его накормили ритуальными кровавыми лепестками Лилит, и он установил с ней прочную ментальную связь. Такие дела. И теперь главный герой, заручившись поддержкой последних уцелевших из ордена Хорадримов, ищет способ расправиться с Лилит и ее могущественными приспешниками типа демона Астарота или некроманта Ратмы.

Авторы поработали над режиссурой сцен типа первой встречи с Инарием, осадой усадьбы паладина Донана на пенсии или появления Лилит в деревенском храме — ощущается все круто, пафосно, эпично и масштабно. Есть даже ноу-хау — специальные смотровые площадки, встав на которые, можно лицезреть величественный вид на какую-то важную по сюжету локацию.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Генерация персонажа хоть и не на уровне с ММО, но порадовать любителей кастомизации все-таки сможет

Сюжет не такой линейный, как раньше: нам как правило всегда доступно от двух до четырех миссий основного сюжета, и игрок вправе сам выбирать порядок, в котором он будет закрывать эти задачи. Мир большой, по ходу сюжетных событий в нем происходят визуальные изменения, и все это органично воспринимается как часть общей истории о конфликте с Лилит.

Контента хватит надолго

Diablo 4 является игрой-сервисом с внутриигровым магазином, с сезонными абонементами, с боевым пропуском, и, по идее, все это должно внушать игрокам некоторый негатив. Однако никто не мешает купить игру только ради сюжетки — она здесь в полном порядке. От вас не потребуется задротить уровни парагона, изучать эндгейм-контент и погружаться в эффективное билдостроение. Эти вещи опциональны и просто дают почувствовать кайф от игры на принципиально ином, соревновательном уровне.

Одна из самых крутых вещей — глобальные враги. Так называемые ворлд-боссы, их всего три, и они доступны после завершения сюжетной кампании длиной в 10-12 часов. Каждый из боссов обладает запасом в миллион хитпоинтов и несколькими фазами боя с уникальными атаками в каждой. Драться с ними интересно, но тут давайте без спойлеров. Главное, что авторы пытались добавить элементы ММО-игры с ее рейд-боссами в привычную формулу ARPG, и получилось неплохо.

Но куда лучше получился эндгейм. Тут нет надоевших всем порталов из Diablo 3, которые вызывали поначалу ажиотаж, сменившийся впоследствии скукой и раздражением от однообразия задач, либо от порталов с прохождением на время. Вместо этого Шели предлагает заняться гриндом уникальных шмоток с помощью нескольких простых вещей. Во-первых, в эндгейме игроки знакомятся с деревом, которое раздает особо сложные задачи с особо ценными призами. Появляется доступ к специальным печатям, которые из обычных подземелий делают «кошмарные» с высокой сложностью и щедрыми наградами. Причем эти печати выпадают как из монстров, так и самостоятельно крафтятся у подходящего торговца.

Парочка примеров багов

При этом печати снабжены всей необходимой инфой — данными об усилениях монстров и ловушек, важными аффликсами, количеством доступных воскрешений и «грозящими» партии плюшками. Принять решение о том, стоит ли идти в этот данж, вы можете, не сходя с места. И подготовиться соответствующе, например, достать из сундука шмотки с подходящими резистами.

Еще в эндгейме появляются проклятые зоны — места, куда через пентаграммы телепортируются особо вредные монстры в повышенном количестве. Зоной может стать любая локация на карте после прохождения сюжетки, и ты бегаешь по знакомой территории, избивая элиту армии Лилит. За эту всю историю полагаются специальные сундуки. Наконец, финальным испытанием станут PvP-зоны, где разрешена охота на других игроков. В сети уже полно гайдов по тому, как собирать любые классы из PvE в PvP-конфигурации и давать обидчикам бой. С соревновательным мультиплеером связана и неприятная вещь: матмейкинг работает криво, поэтому к игрокам 50 левела после открытия дуэлей частенько забрасывает игроков с уровнями в полтора раза выше вашей пати. И как тут уцелеть — решительно неясно.

Вообще, все доступные майлстоуны очевидны и понятны: на 15 уровне берем для героя специализацию, на 35-м открываем самые мощные умения, на 50-м — получаем доступ к эндгейму и дереву. Игра сразу же оповещает о новых функциях по достижению необходимого левела, и показывает их в виде отдельных «важных квестов», которые расположены между сюжетными и побочными заданиями. Все они позволяют даже начинающим игрокам не проморгать специальных торговцев, оказывающих услуги только героям высоких уровней.


                    Обзор Diablo 4. У Blizzard получилось не сломать то, что и так работает

Все сделано ради этих вот табличек с уникальными айтемами

Бесовские проделки

Конечно, есть баги и незначительные проблемы. Частенько всякие камни и вазы разваливаются с анимациями кровавой атаки. Из разбитых камней буквально льется кровь. Однажды мой последователь по сайд-квесту размножился, и на экране было десять одинаковых NPC вместо одного. Персонажи постоянно застревают друг в друге. Иногда интерактивные объекты разваливаются сами — помню свое удивление, когда стоящая вдалеке повозка просто самостоятельно разлетелась на щепки, хотя никого из монстров или других игроков рядом не было. Но это все такие мелочи, о которых и ворчать нечего. Главное, что на сей раз не было ошибок 37, 3006, 1016 и другого мракобесия, после которого некоторым фанам приходилось посещать мозгоправов.

Релизный трейлер Diablo 4

Ради чего стоит играть:

  • Монстров все так же весело убивать
  • Поддержка игры минимум на 10 лет вперед
  • Пять героев со множеством разных сборок
  • Огромный мир с кучей контента
  • Эффект «еще один квест» работает, так что играешь до рассвета
  • За сюжетом интересно следить, меньше банальностей, в отличие от D3

Что портит удовольствие:

  • Забыли про то, что есть Лия
  • Есть небольшие технические проблемы
  • Часть данжей сделана по принципу копируй-вставляй
  • Мировые боссы доступны только по специальному графику
  • Процедурная генерация локаций работает так, что зачастую вызывает дежавю
  • Где Крестоносец или Монах?

Итог

Diablo 4 затягивает, но не предлагает вообще ничего принципиально нового. Огромный мир? Так в Grim Dawn или Path of Exile он ничуть не меньше. Поездки верхом? Вот это геймплей! Удобные фишки типа маркировки мусора в инвентаре и продажи одним кликом? Инновации ААА-уровня. Если короче, то на каждый плюс в Diablo 4 можно найти свой минус, но удивляет другое. Blizzard впервые со времен выхода первой части Overwatch со старта выпустила готовый, играбельный и интересный продукт вместо кривого куска кода, от которого у всех горит. Да, Diablo 4 тоже будет получать патчи, но уже сейчас игру можно рекомендовать, а не советовать отложить ее на потом — если, конечно, вы знаете, зачем в нее пришли.

Источник