Оглавление Развернуть Барбигеймер Warner Bros и «выходные Нолана» «Я сама смерть, разрушитель миров» Объяснишь мне квантовую механику? Новый способ восприятия реальности
По давно сложившейся традиции киногения, познавшего саму суть времени, в середине июля Кристофер Нолан хотел единолично сразить кинотеатры мощной премьерой «Оппенгеймера». Но, как сказал великий философ Джаггер, нельзя всегда получать то, что хочешь. Отсылка к пилотной серии «Доктора Хауса» и треку группы The Rolling Stones казалась бы чрезмерно не вписывающейся — благо это место уже заняла картина Греты Гервиг «Барби». Фильм, после маркетинговой кампании которого совсем нетрудно разлюбить розовый цвет, вышел в один день с нолавновским байопиком. И не только вышел, но и собрал почти в два раза больше. На данный момент на счету «Барби» $811 млн, а у «Оппенгеймера» — $419 млн. Разбираемся, какую роль в этом распределении сил сыграла студия Warner Bros., говорим о феномене Барбигеймера и выясняем, удался ли фильм об отце атомной бомбы.
Барбигеймер
Прокатная битва двух релизов получила почти романтичное название. На том, что картина Греты Гервиг «Барби» выходит в один день с нолановским «Оппенгеймером», была выстроена львиная доля продвижения обоих проектов. На первый взгляд, двойная премьера может показаться зрителям забавным совпадением. Они создают мемы, где Барби и Оппенгеймер жмут друг другу руки. Выпускаются футболки и другой мерч, где два разноплановых проекта дополняют друг друга.
Народное творчество
Эта игра работает в обе стороны, уравновешивая кажущуюся легкомысленность первого релиза и неподъемность второго. «Барби» еще до премьеры приобрела иллюзию тяжеловеса. Само намерение схлестнуться в прокате с нолановским шедевром выглядело внушительно. Сейчас соотношение сил, конечно, изменилось. Фильм Греты Гервиг скоро соберет миллиард долларов, а про картину Кристофера Нолана такое говорить пока рано.
В свою очередь, каст «Оппенгеймера» использует картину Греты Гервиг в своих целях. Например, в недавнем интервью Omele TV Киллиан Мерфи выразил готовность сыграть Кена в сиквеле «Барби». Шутка, разумеется, но не без доли правды.
На Кена актер похож куда больше, чем на создателя атомной бомбы
Warner Bros и «выходные Нолана»
Если потенциальные зрители рады, то, если верить инсайдерам, Кристофер Нолан — нет. Возможно, релиз «Барби» и «Оппенгеймера» в один день — не случайное совпадение.
Большую часть своей карьеры режиссер сотрудничал с Warner Bros., но даже самым крепким отношениям рано или поздно приходит конец. Сначала многолетнее сотрудничество подкосил релиз «Довода» в разгар пандемии, затем постановщик раскритиковал решение WarnerMedia выпустить запланированные премьеры 2021 года исключительно на потоковом сервисе HBO Max.
В декабре 2020-го Кристофер Нолан в интервью The New York Times сделал заявление: «Некоторые из крупнейших кинематографистов нашей индустрии и самые важные кинозвезды ложились спать, думая, что работают на величайшую киностудию, а проснувшись, обнаруживали, что работают на худшем потоковом сервисе».
Свой следующий фильм режиссер стал снимать под крылом студии Universal Pictures
Премьера «Оппенгеймера» состоялась 21 июля. Середина этого месяца считалась традиционной для выхода нолановских фильмов, начиная с «Темного рыцаря» 2008 года. Исключением стал «Интерстеллар», релиз которого был 6 ноября 2014 года. Премьера «Довода» тоже должна была произойти в середине июля, если бы не пандемия. «Оппенгеймер» вышел в середине июля, и даже если это не так, релиз «Барби» в тот же день выглядит как большая розовая вендетта Warner Bros.
На вопрос журналистов о том, смотрел ли Кристофер Нолан «Барби», режиссер сухо ответил «Нет», ничего больше не добавив.
Это может привести к снижению сборов у обоих проектов
Как сообщает Variety, сейчас новые руководители Warner Bros. Майкл Де Лука и Пэм Абди хотят вернуть Кристофера Нолана. Но глава Universal Донна Лэнгли не собирается отдавать режиссера без боя.
«Я сама смерть, разрушитель миров»
В момент первого испытания атомной бомбы Роберт Оппенгеймер вспомнил слова из Бхагавадгиты: «Я сама смерть, разрушитель миров». В альтернативном переводе не «смерть», а «время» — что, возможно, даже точнее. В конце концов оно неизбежно разрушит всех нас и все вокруг.
Фильм Кристофера Нолана снят по книге Кая Берда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея». Биография 2005 года получила Пулитцеровскую премию. Отличный фундамент для экранизации. С другой стороны, проект о физике, под руководством которого во время Второй мировой войны была создана атомная бомба, может отпугивать. Безотносительно фанатов Нолана и ценителей интеллектуального кино в целом, в массе своей людям не хочется смотреть на надвигающуюся угрозу ядерной войны.
Особенно сейчас
Мотив к созданию картины у Кристофера Нолана был по-настоящему сильный. Режиссер рассказывал, что в период юности наступление ядерной войны было его самым главным страхом (как, в общем, у многих тогда), который в то время успел просочиться даже в массовую культуру. О создателе атомной бомбы Нолан впервые услышал в песне Стинга Russians: «Думаю, о нем упоминалось в вышедшей тогда песне Стинга о русских, где рассказывается о «смертельной игрушке» Оппенгеймера».
Споры о целесообразности атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки никогда не закончатся. Кто-то продолжит считать их варварским преступлением американского империализма, а кто-то будет верен мнению о том, что два исключительных в истории человечества случая боевого применения ядерного оружия были вынужденной необходимостью с целью завершения войны.
Иными словами, Нолан поставил перед собой практически невыполнимую режиссерскую задачу: как оправдать то, что в глазах многих просто невозможно оправдать?
Пожалуй, как и самого Роберта Оппенгеймера, при создании своего творения Кристофера Нолана захватывали не столько морально-этические вопросы, сколько сама идея. В случае режиссера это был вопрос: как человек выносит небывалую степень ответственности?
Режиссер вспоминал, насколько сильно был поражен самим фактом решительности ученых Лос-Аламоса. На определенном этапе работы они пришли к выводу, что испытание Тринити может воспламенить атмосферу и уничтожить все живое на Земле, но это их не остановило: «Математически или теоретически, они не могли полностью исключить такую возможность, но все равно продолжили идти вперед. Почти неизбежная вероятность прекращения жизни на Земле показалась мне самой драматической ситуацией во всей мировой истории. Речь шла об ответственности, с которой еще никто не сталкивался».
Режиссеру было интересно исследовать, что заставляет человека принимать такое решение
Объяснишь мне квантовую механику?
Кристофер Нолан снял сцену ядерного взрыва в «Оппенгеймере» без использования компьютерной графики, и даже это впечатляет не так сильно, как умение режиссера показать опасность знания. Несколько поколений людей выросло в мире, где конец света может наступить в любой момент. Осознавать это в полной мере болезненно, поэтому десятилетиями идее Армагеддона придавался определенный интеллектуальный контекст, маскирующий ужас окружающей действительности.
Сейчас люди воспринимают подобную угрозу как часть жизни.
Снимая «Оппенгеймера», Нолан не пытался транслировать какое-либо заявление, четкую философскую или политическую позицию. По крайней мере, он так говорил. С одной стороны, да. Фильм сфокусирован не на массовой, а на личной трагедии. Саможалении Оппенгеймера. Неудобной перспективы видения. Человек, из-за которого погибло больше сотни тысяч людей, переживал не о них, а о себе (еще немного из-за самоубийства любовницы, но и там все равно главный драмоприз доставался терзающемуся физику). Настолько, что фильму был просто необходим эпизод встречи Оппенгеймера с президентом Трумэном. Гари Олдман сыграл его так шикарно, что несколько минут его появления в кадре стоят чуть ли не половины картины.
Момент, когда на слова физика о том, что у него руки в крови, президент протягивает Оппенгеймеру платок из нагрудного кармана, особенно жуткий
В вопросе внутреннего мира Оппенгеймера Кристофер Нолан старается быть честным (в пределах того, как сам его понимает, недаром сценарий картины написан от первого лица), но когда доходит до внешних обстоятельств, режиссер выкручивает режим оправдания на максимум.
Даже самые спорные политические события того времени представлены максимально нейтрально, а создание атомной бомбы показывается необходимым злом. Почти метафорой. Продолжение разработки страшного оружия даже после смерти Гитлера, как цепную ядерную реакцию, уже невозможно остановить.
Свою картину Нолан сравнивает с лучшим из возможных тестов Роршаха. Она дает множество ответов
Если поднимать вопрос научной достоверности в фильме, то, скажем так, Кристофер Нолан концентрируется на главном с художественной точки зрения. Например, не столько погружается в разницу между классической и квантовой физикой, сколько передает ощущение самого факта радикального различия между ними. При создании картины были задействованы научные консультанты, но по словам внука Оппенгеймера, некоторые вещи в проекте могли бы быть отражены точнее.
Еще он раскритиковал секс-сцену фильма и эпизод с отравленным яблоком
Режиссер смог мастерски драматизировать научные концепции, создав ощущение опасности в кульминационный момент картины. Сцена ядерного взрыва в «Оппенгеймере» снималась без использования компьютерной графики исключительно для того, чтобы не потерять связь со зрителем. По мнению режиссера, какой бы качественной ни была графика, глядя на нее, люди ничего не чувствуют. Не воспринимают на подсознательном уровне. Для самого важного события фильма это был, конечно, не вариант.
Экранный взрыв создавался при помощи разной частоты кадров и принудительной перспективы. Кроме того, использовались различные комбинации химикатов: магниевые вспышки в сочетании со взрывами черного пороха и бензина.
«Взорвать настоящую атомную бомбу было бы слегка экстремально», — говорил Нолан со смехом.
Музыку к фильму написал талантливейший Людвиг Горанссон. Композитор работал над «Доводом», «Черной Пантерой» и «Мандалорцем». Для «Оппенгеймера» Горанссон создал неповторимые музыкальные темы, но самый главный момент фильма сопровождается самым страшным звуком — тишиной (и, наверное, странно, если бы это было не так).
Саундтреки в фильму найдете здесь.
«Оппенгеймер» снимался на 70-миллиметровую IMAX-пленку
Новый способ восприятия реальности
Кристофер Нолан прав, мы привыкли жить в состоянии постоянной опасности, так что поговорим о касте. Киллиан Мерфи мог сыграть Оппенгеймера еще в сериале WGN «Манхэттен» 2014 года. Тогда на роль физика рассматривалось несколько рок-звезд, включая Дэвида Боуи (музыкант был недоступен) и Бека.
Среди актеров в списке потенциальных экранных Оппенгеймеров были и другие претенденты — например, Эбон Мосс-Бакрак. Один из создателей сериала Сэм Шоу рассказал для материала Vanity Fair: «Киллиан Мерфи был в этом списке, тысяча процентов».
В итоге роль ушла Дэниэлу Лондону (справа)
Возможно, Киллиан Мерфи не совсем точно передает внешность Оппенгеймера, зато точно передает его суть. По крайней мере, в той степени, в какой она задумывалась режиссером. В лице актера есть определенная доля отстраненности, даже инопланетности, и с кинематографической точки зрения это хорошо. Людям непросто примириться с тем фактом, что отец атомной бомбы обычный человек. Мерфи уже одним своим видом создает необходимую дистанцию, а убедительная актерская игра делает его одним из главных претендентов на «Оскар».
В плане игры не менее поражает Роберт Дауни-младший. В фильме ему досталась роль Льюиса Штрауса, эдакого серого кардинала, с которой тот справился безупречно. Даже не заподозришь, что многие годы главным экранным образом артиста был эксцентричный Тони Старк. Роберт Дауни-младший всегда был наиталантливейшим актером, но годы игры одного и того же персонажа могут оставлять след, от которого трудно избавиться, работая над другими проектами.
Но актер на тысячу процентов доказал, что способен на это
Мэтт Дэймон сыграл в «Оппенгеймере» Лесли Гровса, и это одна из лучших его ролей. Эмили Блант и Флоренс Пью получили в фильме не так много экранного времени, но смогли в нескольких эпизодах прекрасно проявить характер своих героинь. Альберта Эйнштейна в «Оппенгеймере» великолепно представил Том Конти.
В его глазах читается, насколько он понимает то, через что Оппенгеймеру приходится пройти
Почему стоит смотреть:
- Сильная режиссерская работа
- Потрясающая актерская игра
- Отличные визуальные эффекты
- Невероятная музыка
- Наилучший формат изображения
Что портит удовольствие:
- Невозможность посмотреть фильм в России
Итог
Кристофер Нолан снял один из самых личных, прекрасных и доступных фильмов за всю свою карьеру. Возможные опасения о том, что у проекта есть порог входа, справедливы лишь отчасти. Детальное понимание контекста, конечно, придаст дополнительную перспективу видения, но оно второстепенно. Главная задача «Оппенгеймера» — передать ощущение абсолютного ужаса необратимости, и с этим Нолан справился гениально. Как говорилось в картине, неважно, умеете ли вы читать ноты. Главное, слышите ли вы музыку.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.