Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

Оглавление Развернуть Семейная история «Стражи Галактики» для своих? «Это для настоящего хардкора!» Что по CGI? И напоследок — плейлист

Джеймс Ганн воистину легендарен. В его карьере чего только не бывало: и сатира на кинокомиксы, и их экранизация; и сериал о порно, где есть абсолютно все, кроме секса, и леденящая душу шекспироведов вольная адаптация «Ромео и Джульетты»; работа и в Marvel, и в DC. Сейчас, пережив культуру отмены, Джеймс Ганн вместе с Питером Сафраном возглавляет киновсленную Супермена и Бэтмена. «Стражи Галактики 3» — финальный и крайне сентиментальный проект режиссера для MCU, где смешалось все, от обиды до исцеления. Завершающая часть истории про космических пиратов вышла по-настоящему монументальной. Разбираемся, как Ганн сумел это сделать.

Семейная история

Изначально в семье MCU у «Стражей Галактики» была не самая завидная судьба. Как объяснить в двух словах? Когда первый фильм был еще на стадии разработки, Аманда Сайфред отказалась от роли Гаморы, потому что боялась испортить свою карьеру. Фильм о реактивном еноте и говорящем дереве никому большого доверия не внушал. Космические пираты были где-то на уровне Человека-муравья. Своеобразный комик-релиф перед следующим фильмом Marvel, полным отважных и непогрешимых супергероев. По иронии тяжелую ношу открытия Пятой фазы взвалили на свои плечи именно продолжения историй Скотта Лэнга и Питера Квилла. Но если «Квантомании» не удалось вырасти из незамысловатой комедии в эпичную космодраму, то «Стражам» квантовый скачок между киноформатами удался.

Стражи органично смотрятся в любом формате, будь то сольные фильмы, команда Мстителей, спецэпизоды («Праздничный спецвыпуск») или камео («Тор: Любовь и гром»).


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

Для этого космическим контрабандистам нужно спасти друга

С самого первого фильма «Стражи Галактики» рассказывали о стремлении обрести семью. Будучи ребенком, Звездный Лорд (он же Питер Квилл) был похищен с Земли Опустошителями. Всю свою жизнь он стремился восполнить утрату семьи и дома — теми, кто попадается на его пути. В основном это такие же, как и он, контрабандисты, воры и разного рода аутсайдеры. «Стражи Галактики» — во многом закомплексованная история. Джеймс Ганн показывает, что каким бы сомнительным типом или даже монстром ты ни казался, все равно заслуживаешь любви.

За два фильма и один рождественский спецвыпуск режиссер, по ходу смещая акценты, раскрыл истории всех персонажей истории, кроме Ракеты. Несмотря на это, Реактивный енот всегда ощущался негласным главным героем «Стражей Галактики». Перед выходом фильма Джеймс Ганн, наконец, это подтвердил, а после премьеры и вовсе назвал историю Ракеты своего рода автобиографической.

«В конечном счете этот фильм о радости и сострадании — о том, как научиться видеть за гранью собственного мира и проявлять эмпатию по отношению к каждому. Путь Ракеты — это мой путь, и я так счастлив, что за последние 11 лет он помог мне стать лучше — как и каждый из вас».


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

На футболке написаны имена подопытных, с которыми Ракета хотел сбежать в начале своего пути

«Стражи Галактики» для своих?

Давайте просто быстренько покончим с этим, потому что на дворе 2023 год, миром правит новая этика, и у фандома стали возникать вопросы. 

В «Стражах Галактики» Краглина (и еще одного персонажа, но об этом позже) играет Шон Ганн — брат Джеймса Ганна. Изначально в комиксах это А-Чилитаринанец, выглядящий как пушистое фиолетовое существо с многогранными глазами.

Краглин в комиксах и в фильме

Те, кто видел хотя бы дисишный «Отряд самоубийц: Миссия навылет», знает, что Джеймс Ганн предпочитает выбирать для своих проектов непопулярных персонажей комиксов. Логика режиссера заключается в том, что про условного Джокера уже все сказано, тем временем, как многие герои остаются не раскрыты, хотя имеют для этого потенциал.

С другой стороны, циничный человек мог бы сказать, что Ганн специально вписал своего брата в киновселенную — и для этого взял не самого востребованного персонажа, шаг за шагом укрепляя его позиции в фильмах. Роль Краглина расширялась до тех пор, пока он не заменил Йонду, который был Звездному Лорду как отец.

Ну, хоть не Питера Квилла, и на том спасибо.

Несмотря на то, что в сюжете Краглин не самый нужный персонаж, он не раздражает. Не мешает, по большей части существуя в скромных рамках эпизодов, где над кем-то нужно пошутить, чтобы разрядить обстановку (хотя и в этих условиях у персонажа четко прописана арка, что довольно круто. Порой даже с основными героями MCU такого не случается).


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

Джеймс Ганн и Дженнифер Холланд на съемках «Стражей Галактики 3»

Если кому и достается критика за непотизм или так называемое кумовство, то жене ГаннаДженнифер Холланд. Ее он снимает и в DC, и в MCU. Она хорошая актриса, в DC играет не условную Чудо-женщину, а агента АНБ. В «Стражах Галактики» ее экранное время, скорее всего, не выбивается за минуту, но фанаты все равно недовольны. При этом с Шоном Ганном ситуация их не напрягала. Что тут скажешь, равное отношение во всей красе. Ни разу не сексизм.

Да, возможно, этих актеров не было бы в Marvel без Джеймса Ганна, но они отлично справляются с ролями — разве не это главное? К тому же, здесь дело не столько в непотизме, сколько в удобстве. Работать с тем, с кем уже налажена связь, кто понимает стиль работы, профессиональное видение. В «Стражах Галактики» играет несколько актеров, с которыми Ганн снимал «Отряд Самоубийц» и «Миротворца».

Например, Чукуди Ивуджи сыграл Высшего Эволюционера в «Стражах Галактики» и Клемсона Мурна в «Миротворце». Ну да, после «Квантомании» еще один суперзлодей в фиолетовом

В общем, Джеймс Ганн не первый и не последний, кто берет семью на съемки. Даже по меркам Marvel. Например, в недавнем «Торе 4» играют жена и дочь Криса Хемсворта, и никого это не смущает. Да и в целом сколько существует таких потрясающих историй…

«Это для настоящего хардкора!»

Ну вот, со слоном в комнате разобрались, возвращаемся к Ракете. Помимо художников по визуальным эффектам, за воплощение этого образа в MCU отвечают три артиста. Озвучивает персонажа Брэдли Купер, а непосредственно на съемочной площадке, согнувшись в три погибели, ползает Шон Ганн. Для понимания освещения в сценах режиссер прибегал к помощи актрисы Арти Шах — ее рост 1,22 см.

А Грута озвучивает Вин Дизель — ну вдруг вы не знали

В «Стражах Галактики» Ракета в редкие спокойные моменты сюжета подумывает от скуки и «для настоящего хардкора» устроить взрыв Луны, недолюбливает всех просто на всякий случай, а в команда работает для того, чтобы сбежать из тюрьмы и провернуть выгодную сделку. В остальном персонаж достаточно замкнут. Единственный друг Ракеты — древоподобный гуманоид с вокабуляром в три слова, который в силу своей пассивности может выносить его взрывной характер.

Примерно так выглядела работа на площадке. Персонаж создавался с помощью технологии захвата движений

Поэтому в третьей части показывать дерзкого енота на протяжении двух с половиной часов было бы попросту неинтересно. В остальных фильмах эта часть характера персонажа была полностью раскрыта. «Стражи Галактики 3» сюжетно ставят на паузу современную версию героя и показывают его прошлое. Время жестоких экспериментов, через которые ему пришлось пройти. Потери, которые он испытал. Иллюзии, с которыми расстался.

Ракета думал, что Высший Эволюционер создал его для нового идеального мира, а оказалось, что он просто очередной подопытный. У него нет будущего. Узнав об этом, енот быстренько отращивает в себе характер и сбегает из клетки.

Режим no future сам по себе достаточно мотивирующий. Кроме того, перед несвойственному характеру бунту (на том этапе экспериментов эволюционер создавал неконфликтных добрых существ) Ракета переживает первую в своей жизни утрату, и ему очень больно.

Разные периоды развития персонажа

«Стражи Галактики 3» сосредоточены на праве создателя на свое творение. Высший Эволюционер проверял на Ракете различные возможности, потому что енота не жалко. Он всего лишь расходный материал. По сюжету в фильме есть целый ряд модифицированных животных, на которых пробуют различные идеи по улучшению. Те, что привели к удачным (по мнению Высшего Эволюционера) результатам, потом тестируются на более достойных (опять же, по мнению Высшего Эволюционера) подопытных. Ракета не в их числе, но по какому-то стечению обстоятельств его мозг уникален. В нем есть что-то, чего не хватает остальным жертвам экспериментов ученого. Высший Эволюционер хочет забрать мозг енота, чтобы исследовать его, найти причину уникальности и привить ее остальным своим созданиям.

Здесь можно было бы задать вопрос, почему на поиски Ракеты ушло такое безумное количество времени (с момента выхода первого фильма прошло почти 10 лет — плюс учитываем время с момента побега енота в целом), но его заглушает драматичный смысл сюжетной линии. Джеймс Ганн дает понять, что безупречность пуста, и только где-то на грани перенесенных страданий, приобретенных противоречий и сложившихся недостатков может родиться что-то неповторимое. Даже если выносить собственные способности очень больно.

История Ракеты — это история вынужденного роста. Персонаж не хочет меняться. Ему приходится.

За это и стоит любить «Стражей Галактики». Джеймс Ганн умеет в максимально простой форме доносить подобные смыслы.


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

В начале фильма Ракета слушает гимн самоуничижения, более известный как трек Creep группы Radiohead

Стражи Галактики, понятно дело, против эволюционерских замашек. На том и строится добрая половина фильма — они спасают своего друга. Чтобы усилить эгоистичный для супергероики мотив (хотя они космические пираты, им необязательно быть одухотворенными как Кэп — но допустим), к еноту, чтобы наскрести на глобальную миссию спасения, приплели целую ораву детей и животных. Прямо как в «Торе 4», который не спас даже Кристиан Бэйл. Но в фильме Ганна дети, словно вышедшие из клипа певицы Сии, не вызывают ощущения «зачем вы здесь». К слову, спасти их помогает советская собака-телепат Космо.


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

Крайне ранимое существо

По сюжету героиня очень переживает за свою репутацию. Вроде бы, всего лишь забавный момент, но даже в нем Ганн показывает: всем наплевать, хороший ты или плохой. Ты либо часть семьи, либо нет.

Что по CGI?

А все очень даже неплохо — вопреки шедеврам последних релизов студии. После выхода «Человека-муравья 3» и откровенных интервью художников по визуальным эффектам, в которых VFX-специалисты поделились своими горестями и лишениями (а уж тем более на фоне накопившейся критики) еще один провал на старте Пятой фазы был бы ну совсем некстати, так что «Стражи» вовремя выправили положение.

Другое дело, что инопланетяне в «Стражах Галактики 3» выглядят одновременно как и в хорошие времена MCU, и как злодеи «Доктора Кто» ранних сезонов перезапуска сериала.

Пришельцы Ганна и Свинорабы в «Докторе Кто»

Но «Доктор Кто» — это «Доктор Кто». Можно долго объяснять, почему в таком великом проекте подобное уместно, а в иных случаях — нет.

Теоретически нарочито дешево выглядящие персонажи в «Стражах Галактики 3» могут иметь сюжетное обоснование, но все равно они выглядят так, словно Ганн ехал на съемочную площадку, собирая всех самых жутких аниматоров на своем пути. Опять же, возможно, так и задумано. В конце концов, по сюжету это жертвы неудачных экспериментов.

Еще пара эпизодических персонажей «Стражей Галактики»

За исключением этого момента спорных художественных решений в фильме почти нет. Немного утомительна тенденция постоянного ухода из супергероики на дом, семью, детей. Ну да, Marvel принадлежит Disney, но на этом уже строились «Тор 4» и сиквел «Доктора Стрэнджа». Сколько можно? Ганн хотя бы показывает эту линию небанально, раскрывая вопрос сепарации с одной стороны и восстановления оборванных связей — с другой.

Ну и еще, пожалуй, схема «больше, БОЛЬШЕ детей и животных», конечно, слишком явная манипуляция. У массовой аудитории нет шансов не сопереживать. С другой стороны, все же речь идет о кинокомиксе. И потом, в «Торе 4» это не сработало даже у Тайки Вайтити. К слову, его подход к созданию фильмов в MCU часто сравнивают с ганновским. В «Любви и громе» даже появляются Стражи Галактики — но об этом лучше вообще не начинать.


                    Обзор «Стражей Галактики 3». Ракета, Radiohead, рок-н-ролл — как Джеймс Ганн снял метафорический байопик и спас начало Пятой фазы Marvel

Космос впереди

И напоследок — плейлист

Даже если бы любить «Стражей Галактики» было бы вообще не за что, то в загашнике у проекта был бы мощнейший козырь в виде шикарного плейлиста. Он прекрасен, и он здесь. В нем собраны треки не только третьей, но и остальных частей «Стражей Галактики».

Почему стоит смотреть:

  • Завершение масштабной истории
  • Любимые персонажи
  • Интересный сюжет
  • Крутая музыка
  • Последний фильм Джеймса Ганна для MCU (во всяком случае, в ближайшее время)

Что портит удовольствие:

  • Спорное воплощение некоторых второстепенных персонажей
  • Стремление надавить на самые явные и безотказно срабатывающие триггеры (жестокое обращении с детьми и животными)

Итог

Это безусловный триумф. После легкого «Праздничного спецвыпуска» Джеймс Ганн выдал монументальный максимум, завершая историю Стражей Галактики в привычном для фандома составе. За исключением «Человека-паука: Нет пути домой», Четвертая фаза Marvel получилась во многом разочаровывающей. Старт Пятой лишь укреплял это ощущение, но «Стражи Галактики. Часть 3» вернули надежду, что MCU еще способна выпускать интересные проекты.

Источник