Илья Давыдов — наш любимый российский видеоблогер. Правда, говорить про его игры в восхищенных тонах без постиронии не получается. Студия Mehsoft соответствует своему названию: из шести выпущенных тайтлов, в разработке которых Илья неизменно выступал на ключевых ролях, большинство заслуживают формулировки «meh». Это и впрямь непритязательные проекты сомнительного качества, хотя, вроде бы, так и было задумано! Однако The Underground Man 2 стала квинтэссенцией философии геймдизайна Mehsoft — и на данный момент это самая выдающаяся игра студии.
Слоев много, игра одна
Не хочется никого долго томить рассуждениями, но The Underground Man 2 — гениальная игра вопреки всему. Да, она сделана на коленке. Да, у нее ужасное качество. Да, Мэддисон в который раз паразитирует на заслугах из своей стримерской деятельности, смешивая в один котел литры жирнейшей постиронии, креативной многослойности и деконструкции самых разных жанров. Однако в этот раз юмор кристаллизуется в совсем причудливые формы, а посыл разработчиков ощущается между строк в каждой геймплейной сцене.
Формально у студии получился авторский платформер, битэмап, поинт-энд-клик квест и симулятор барахольщика — не меньше, чем во время перебирания инвентаря в Escape from Tarkov. Как правильно сказал главный редактор GameGuru: «Получилась концентрированная постирония от мира видеоигр». Игра, которая в целом является чем-то большим, чем сумма ее элементов из шуточек и мемасиков по отдельности.
Во время второй встречи Тоха Бармен говорит нам: «Поверь, я не какой-то пьяный дегенерат из нижних пустошей, который смотрит на женщину, как на мясо»
Здесь кибер-Русью пахнет…
Первая часть The Underground Man не в пример худшего качества — и на фоне сиквела теперь воспринимается не иначе как разрозненный набор локальных мемов. Что и неудивительно, ведь это самая первая игра Mehsoft. Для сиквела авторы взяли лучшие моменты из Kazakh Drive, The Mercury Man, CHERNOBYL: The Untold Story. По миру игры раскиданы постеры с обложками этих проектов, которые до сих пор востребованы в 2134 году. Человечество восстало из руин и худо-бедно, в стиле Lisa: The Painful отстроило призрак цивилзиации, на фоне которой постапок «Безумного Макса» — утренник в детском саду.
Персонаж берет на себя управление боевой феминисткой из секретного братства женщин-амазонок, когда-то изгнанных из общества мужчинами и живущих в канализации. Главная героя оказывается той самой Избранной, которая, будучи сильной женщиной, поборется за выживание родного поселения. А именно — постарается найти такого же Избранного, которому дозволено священное соитие с подземными радфемками.
Действие первой части происходило 18 годами ранее и главным героем был сам Мэд. Теперь протагонист — женщина, а отсылки к прошлым выпускам доступны в качестве коллектаблс
Будет больно и долго
Приключения сильной женщины оказались не для слабых духом. Проиграть можно уже во время первого диалога. Неправильные выборы реплик приведут к тому, что сестриня заподозрит в нашей даме недостаточно радикальные фем-взгляды — и растопчет на месте. Вариантов жуткой смерти в игре предостаточно, даром что они даются только в виде текста. А от описаний тут становится дурно.
Игра… сложная и не похожая ни на что. Ее наверняка будут проходить на уроках игровой разработки в будущем — хотя бы как набор примеров антидружелюбного геймдизайна, который работает при определенных условиях. Илья придумал разбавить нарратив угнетенного и изнасилованного русского постапока по-настоящему черным юмором, а заодно и самыми сложными мини-играми в 2022 году.
В тексте ничего не сказано про саундтрек, а ведь он хорош. Особенно мелодия «Симпатичный», под которую мы будем гнать спорткар навстречу Нью-Самаре
На первый взгляд мини-игры простые: уворачиваться машиной от препятствий, просто двигая ее вверх и вниз во время автоматического движения из левой части экрана в правую. Отстреливать мутировавших ворон, наводясь на них из ружья во время поездки на поезде. Стимулировать языком сосцы местного авторитета — Тохи Бармена — в нужной последовательности, чтобы тот не отправил вас на съедение тварям из нижних пустошей.
Но каждая из этих мини-игр сложная до безобразия. Поездка на машине длится без малого десять минут, а права на ошибку нет — любое препятствие отправляет к самому началу маршрута; препятствия же на нем генерируются случайным образом. Заучить последовательность действий, как в той самой миссии Turbo Tunnel из Battletoads, не удастся. Радиоактивные вороны за укус снимают четверть здоровья, а лес на переднем плане постоянно загораживает от нас контуры птиц и мешает целиться. Стимуляция сосков запустившего себя скуфидона вообще сделана настолько намеренно отталкивающей, что ее можно добровольно пропустить — как миссию с аэропортом в Modern Warfare 2.
Авторы честно советуют пропускать эту мини-игру, когда стримишь на Twitch. Мы бы посоветовали пропускать ее всем
А потом еще больнее
В игре нет чекпоинтов. Mehsoft считает, что чекпоинты для слабых. Но есть по-настоящему хардкорные платформинговые секции, от которых сходишь с ума быстрее, чем Фландерс из-за сужающегося дома. Даже Cuphead на их фоне воспринимается прогулкой по безопасной прямой. Управление кривое, любая ошибка карается долгими анимациями смерти, несколькими секундами экрана с описанием бесславной кончины и необходимостью начинать все с самого начала.
Иными словами, разработчики постоянно измываются над геймерами. Даже ритм-игра с подтанцовкой у диджея E.Bann затянута до безобразия. От игрока требуется нажимать всего четыре кнопки, но тайминги настолько требовательны, что с первого раза задачу не осилит никто. Так что тут в порядке исключения дается аж четыре права на ошибку. После пятого косяка во время песни, которая длится неприлично долго, горе-геймера отправят на рестарт.
Сет диджея E.Bann длится несколько минут, но они покажутся вам столь же долгими, как День Огурца в г. Суздаль
Тут убивают даже диалоги. Ошибочная, по мнению создателей, реплика может лишить вас мини-игры, бонусного маршрута или ценного хабара. То есть во время прохождения The Underground Man 2 можно по незнанию пропустить львиную долю контента, просто выбирая неправильные ответы В игру физически тяжело играть — она постоянно напоминает о том, что классический гейминг никогда не подставлял неопытному игроку ни руку, ни щеку, ни костыль.
Пришла я, значит, к Ясосу Бибу
Ясос Биб — неуловимый персонаж, за которым мы будем бегать практически всю игру. The Underground Man 2 отражает перемены в самом характере Мэддисона: со временем он разочаровался в друзьях, своей деятельности и, кажется, во всем мире. Поэтому, в отличие от первой части, где он в очередной отсыпал бесплатного респекта своим стримерам-друзьям, в сиквеле практически над всеми жестоко посмеялись. Конкретных примеров делать не будем, но большинство язвительных отсылок к игрожурам и блогерам читаются с первых же нот.
Боевка тут жесткая. Выручает напарник по прозвищу Кончатель, который в одиночку способен раскидать всех врагов, пока мы в углу будем восполнять здоровье сушеными тараканами
В каком-то смысле игра действительно помогает русскому геймдеву приподняться хотя бы на одно колено. Она не стесняется быть злой, мерзкой, нетолерантной и сложной. Чтобы понять ее суть, достаточно взглянуть на список трофеев, некоторые из которых требуют невыполнимых задач: пройти игру без оружия или без смертей. Не допустить ни одной ошибки в сауне или на дискотеке. Это концентрированные страдания!
Но фанаты Мэддисона охотно принимают вызов Mehsoft. Деконструируют куда более сложный, чем кажется поначалу, постапокалиптический сеттинг. Выбивают сложные ачивки и делятся успехами в соцсетях студии. Гибнут в объятиях осьминога и становятся котлетами под гидравлическими прессами. И таких геймеров подавляющее большинство. 90% игроков в Steam оценили The Underground Man 2 позитивно — ничего подобного в русском геймдеве попросту нет, а критиковать игру за какие-то неудачные решения просто не получается, ведь так и было задумано.
Ради чего стоит играть:
- По-хорошему эпатажная и вызывающая игра (у кого-то — рвоту)
- Постирония в квадрате, а иногда и в кубе
- Инновационная боевая система из прыжка и одного удара
- Возможность подраться с Пупой, Лупой и огромными тараканами-мутантами
Что портит удовольствие:
- The Underground Man 2
Итог
The Underground Man 2 делает вам физически больно, но надеется, что вы сделаете из этого выводы. Один из персонажей игры говорит: «Падение интереса к античной философии в пользу экзистенциализма является ярким индикатором кризиса нашей цивилизации». Если заменить экзистенциализм на игры-сервисы, а античную философию сравнить с золотой классикой из прошлого, то все встанет на свои места. The Underground Man 2 напоминает вам о корнях геймдева, которые задолго до Dark Souls умели унизить любого геймера. Чтобы те счастливчики, кто продрался сквозь хардкор к заветному The End, чувствовали себя избранными. Сейчас же похвалиться прохождением очередной игры не получается: они сделаны такими дружелюбными, что даже сложнейшие экземляры можно одолеть без прокачки на танцевальном коврике вместо геймпада.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.