Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Илья Давыдов — наш любимый российский видеоблогер. Правда, говорить про его игры в восхищенных тонах без постиронии не получается. Студия Mehsoft соответствует своему названию: из шести выпущенных тайтлов, в разработке которых Илья неизменно выступал на ключевых ролях, большинство заслуживают формулировки «meh». Это и впрямь непритязательные проекты сомнительного качества, хотя, вроде бы, так и было задумано! Однако The Underground Man 2 стала квинтэссенцией философии геймдизайна Mehsoft — и на данный момент это самая выдающаяся игра студии.

Слоев много, игра одна

Не хочется никого долго томить рассуждениями, но The Underground Man 2 — гениальная игра вопреки всему. Да, она сделана на коленке. Да, у нее ужасное качество. Да, Мэддисон в который раз паразитирует на заслугах из своей стримерской деятельности, смешивая в один котел литры жирнейшей постиронии, креативной многослойности и деконструкции самых разных жанров. Однако в этот раз юмор кристаллизуется в совсем причудливые формы, а посыл разработчиков ощущается между строк в каждой геймплейной сцене.

Формально у студии получился авторский платформер, битэмап, поинт-энд-клик квест и симулятор барахольщика — не меньше, чем во время перебирания инвентаря в Escape from Tarkov. Как правильно сказал главный редактор GameGuru: «Получилась концентрированная постирония от мира видеоигр». Игра, которая в целом является чем-то большим, чем сумма ее элементов из шуточек и мемасиков по отдельности.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Во время второй встречи Тоха Бармен говорит нам: «Поверь, я не какой-то пьяный дегенерат из нижних пустошей, который смотрит на женщину, как на мясо»

Здесь кибер-Русью пахнет…

Первая часть The Underground Man не в пример худшего качества — и на фоне сиквела теперь воспринимается не иначе как разрозненный набор локальных мемов. Что и неудивительно, ведь это самая первая игра Mehsoft. Для сиквела авторы взяли лучшие моменты из Kazakh Drive, The Mercury Man, CHERNOBYL: The Untold Story. По миру игры раскиданы постеры с обложками этих проектов, которые до сих пор востребованы в 2134 году. Человечество восстало из руин и худо-бедно, в стиле Lisa: The Painful отстроило призрак цивилзиации, на фоне которой постапок «Безумного Макса» — утренник в детском саду.

Персонаж берет на себя управление боевой феминисткой из секретного братства женщин-амазонок, когда-то изгнанных из общества мужчинами и живущих в канализации. Главная героя оказывается той самой Избранной, которая, будучи сильной женщиной, поборется за выживание родного поселения. А именно — постарается найти такого же Избранного, которому дозволено священное соитие с подземными радфемками.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Действие первой части происходило 18 годами ранее и главным героем был сам Мэд. Теперь протагонист — женщина, а отсылки к прошлым выпускам доступны в качестве коллектаблс

Будет больно и долго

Приключения сильной женщины оказались не для слабых духом. Проиграть можно уже во время первого диалога. Неправильные выборы реплик приведут к тому, что сестриня заподозрит в нашей даме недостаточно радикальные фем-взгляды — и растопчет на месте. Вариантов жуткой смерти в игре предостаточно, даром что они даются только в виде текста. А от описаний тут становится дурно. 

Игра… сложная и не похожая ни на что. Ее наверняка будут проходить на уроках игровой разработки в будущем — хотя бы как набор примеров антидружелюбного геймдизайна, который работает при определенных условиях. Илья придумал разбавить нарратив угнетенного и изнасилованного русского постапока по-настоящему черным юмором, а заодно и самыми сложными мини-играми в 2022 году.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

В тексте ничего не сказано про саундтрек, а ведь он хорош. Особенно мелодия «Симпатичный», под которую мы будем гнать спорткар навстречу Нью-Самаре

На первый взгляд мини-игры простые: уворачиваться машиной от препятствий, просто двигая ее вверх и вниз во время автоматического движения из левой части экрана в правую. Отстреливать мутировавших ворон, наводясь на них из ружья во время поездки на поезде. Стимулировать языком сосцы местного авторитета — Тохи Бармена — в нужной последовательности, чтобы тот не отправил вас на съедение тварям из нижних пустошей.

Но каждая из этих мини-игр сложная до безобразия. Поездка на машине длится без малого десять минут, а права на ошибку нет — любое препятствие отправляет к самому началу маршрута; препятствия же на нем генерируются случайным образом. Заучить последовательность действий, как в той самой миссии Turbo Tunnel из Battletoads, не удастся. Радиоактивные вороны за укус снимают четверть здоровья, а лес на переднем плане постоянно загораживает от нас контуры птиц и мешает целиться. Стимуляция сосков запустившего себя скуфидона вообще сделана настолько намеренно отталкивающей, что ее можно добровольно пропустить — как миссию с аэропортом в Modern Warfare 2.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Авторы честно советуют пропускать эту мини-игру, когда стримишь на Twitch. Мы бы посоветовали пропускать ее всем

А потом еще больнее

В игре нет чекпоинтов. Mehsoft считает, что чекпоинты для слабых. Но есть по-настоящему хардкорные платформинговые секции, от которых сходишь с ума быстрее, чем Фландерс из-за сужающегося дома. Даже Cuphead на их фоне воспринимается прогулкой по безопасной прямой. Управление кривое, любая ошибка карается долгими анимациями смерти, несколькими секундами экрана с описанием бесславной кончины и необходимостью начинать все с самого начала.

Иными словами, разработчики постоянно измываются над геймерами. Даже ритм-игра с подтанцовкой у диджея E.Bann затянута до безобразия. От игрока требуется нажимать всего четыре кнопки, но тайминги настолько требовательны, что с первого раза задачу не осилит никто. Так что тут в порядке исключения дается аж четыре права на ошибку. После пятого косяка во время песни, которая длится неприлично долго, горе-геймера отправят на рестарт.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Сет диджея E.Bann длится несколько минут, но они покажутся вам столь же долгими, как День Огурца в г. Суздаль

Тут убивают даже диалоги. Ошибочная, по мнению создателей, реплика может лишить вас мини-игры, бонусного маршрута или ценного хабара. То есть во время прохождения The Underground Man 2 можно по незнанию пропустить львиную долю контента, просто выбирая неправильные ответы В игру физически тяжело играть — она постоянно напоминает о том, что классический гейминг никогда не подставлял неопытному игроку ни руку, ни щеку, ни костыль. 

Пришла я, значит, к Ясосу Бибу

Ясос Биб — неуловимый персонаж, за которым мы будем бегать практически всю игру. The Underground Man 2 отражает перемены в самом характере Мэддисона: со временем он разочаровался в друзьях, своей деятельности и, кажется, во всем мире. Поэтому, в отличие от первой части, где он в очередной отсыпал бесплатного респекта своим стримерам-друзьям, в сиквеле практически над всеми жестоко посмеялись. Конкретных примеров делать не будем, но большинство язвительных отсылок к игрожурам и блогерам читаются с первых же нот.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Боевка тут жесткая. Выручает напарник по прозвищу Кончатель, который в одиночку способен раскидать всех врагов, пока мы в углу будем восполнять здоровье сушеными тараканами

В каком-то смысле игра действительно помогает русскому геймдеву приподняться хотя бы на одно колено. Она не стесняется быть злой, мерзкой, нетолерантной и сложной. Чтобы понять ее суть, достаточно взглянуть на список трофеев, некоторые из которых требуют невыполнимых задач: пройти игру без оружия или без смертей. Не допустить ни одной ошибки в сауне или на дискотеке. Это концентрированные страдания!

Но фанаты Мэддисона охотно принимают вызов Mehsoft. Деконструируют куда более сложный, чем кажется поначалу, постапокалиптический сеттинг. Выбивают сложные ачивки и делятся успехами в соцсетях студии. Гибнут в объятиях осьминога и становятся котлетами под гидравлическими прессами. И таких геймеров подавляющее большинство. 90% игроков в Steam оценили The Underground Man 2 позитивно — ничего подобного в русском геймдеве попросту нет, а критиковать игру за какие-то неудачные решения просто не получается, ведь так и было задумано.


                    Обзор The Underground Man 2. База от Мэда, которая помогла русскому геймдеву подняться как минимум на одно колено

Ради чего стоит играть:

  • По-хорошему эпатажная и вызывающая игра (у кого-то — рвоту)
  • Постирония в квадрате, а иногда и в кубе
  • Инновационная боевая система из прыжка и одного удара
  • Возможность подраться с Пупой, Лупой и огромными тараканами-мутантами

Что портит удовольствие:

  • The Underground Man 2

Итог

The Underground Man 2 делает вам физически больно, но надеется, что вы сделаете из этого выводы. Один из персонажей игры говорит: «Падение интереса к античной философии в пользу экзистенциализма является ярким индикатором кризиса нашей цивилизации». Если заменить экзистенциализм на игры-сервисы, а античную философию сравнить с золотой классикой из прошлого, то все встанет на свои места. The Underground Man 2 напоминает вам о корнях геймдева, которые задолго до Dark Souls умели унизить любого геймера. Чтобы те счастливчики, кто продрался сквозь хардкор к заветному The End, чувствовали себя избранными. Сейчас же похвалиться прохождением очередной игры не получается: они сделаны такими дружелюбными, что даже сложнейшие экземляры можно одолеть без прокачки на танцевальном коврике вместо геймпада.

Источник