Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

There Is No Light — дебютный проект российской студии Zelart из категории «это точно не для всех». И в самой игре, и на ее странице в Steam авторы честно предупреждают, что она предназначена лишь для тех, кто ценит серьезный челлендж, любит преодолевать сложности и предпочитает искать ответы своими силами. Конечно, после такого заявления один из самых заядлых в редакции GameGuru любителей хардкора ринулся в новое приключение сломя голову.

Дюже мрачное фэнтези

Сразу с главного: Zelart не обманула. При всем желании игру и впрямь нельзя назвать стандартной экшен-адвенчурой. There Is No Light необычным образом миксует элементы платформера, экшена, соулслайка и слэшера. Геймеров ждут огромные, плохо освещенные лабиринты, которые сочетают мусорный постапокалипсис с мрачным фэнтези. А все потому, что бродить придется по метрополитену, оставшемуся в наследство от предков, у которых были хоть какие-то технологии, а не палки с гвоздями.

Начало очень резвое — солдаты некоего Корпуса Солнца нападают на нейтральное поселение бедняков. Всех жителей жестоко убивают ради одной цели: схватить беременную женщину и задействовать ее будущего малыша в каком-то, до поры до времени, непонятном ритуале. Главному герою выбивают зубы, но он остается жив — его сочли слишком слабым, чтобы тратить время. Все мертвы, наш персонаж приходит в себя среди горы трупов. Жены и ребенка нет. Лишь умирающая на руках мать просит спасти похищенных, и отходит в мир иной.

По какой-то неведомой причине персонажу решает помочь барон Самеди, циничный и человеконенавистнический скелет, воплощающий саму смерть. Очень болтливый, к слову — он помогает развалить толпу напавших врагов, а затем и сам забирает себе кровавые жертвы после победы нашего героя над ними. Словно пиявка, он прилипает к протагонисту, чтобы достичь своих личных целей. Для начала неплохо было бы выбраться из этой подземной дыры, на фоне которой «Метро 2033» выглядит как курорт.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

Самеди — бессердечный во всех смыслах компаньон. Львиную долю времени он принимает форму бабочки

Дальнейший сюжет начинает забрасывать геймера многочисленными терминами из мрачного мира There Is No Light. Великая Длань, Мастера Церкви, Саркофаг, Воск, Центральная Станция — и все исключительно с прописных букв. При этом какого-то внятного глоссария или объяснений происходящему нет. Их придется по крупицам выковыривать из диалогов и многочисленных записок, разбросанных по миру игры. Если кратко, то подземным миром среди сотен сгнивших вагонов и товарняков управляет религиозная секта, у которой есть связь с поверхностью.

Герой же просто пытается вернуть себе супругу и приходит на ритуал, где так называемый Отец, а по сути комендант станции, приглашает Длань в мир подземки и отдает ей малыша в дар. Ни у кого из жителей станции претензий к такому жертвоприношению нет — в диалогах буквально говорят, что этот процесс вознесения есть дар великий. Что-то в ходе ритуала идет не так, героя убивают, и Самеди берется за обучение персонажа навыкам топового убийцы.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

В подземке постоянно не хватает света, но на это и делали расчет авторы

Хардкорный геймплей и пиксельная ультражестокость

Спустя год тренировок, который Zelart отставили за кадром, наш персонаж готов рвать и метать — боевка в пиксельартном слэшере простая и понятная. Есть несколько видов оружия со своими свойствами. Любые атаки персонажа копят ярость, которую можно затем потратить на заряженную спецатаку — ее свойства и бонусы можно настраивать на экране персонажа, покупая дополнительные умения. По умолчанию мощная атака выбивает из врага дух и создает что-то вроде сферы здоровья, разбив которую наш персонаж восстанавливает часть хитпоинтов.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

Вот так здесь выглядит древо умений. Очки навыков даются за поиск редких предметов и убийство боссов и мини-боссов

Поначалу боевка кажется примитивной, но по мере открытия дополнительных ударов и мечей становится куда более задорной. Способствует этому и зверинец — тут предостаточно монстров, вдохновленных творчеством Лавкрафта, и даже есть Ктулху собственной персоной. При этом не все враги одинаково агрессивны: в наших странствиях, к примеру, персонаж наткнется на Спиритину, тайное поселение, где огромные пауки живут в гармонии с людьми и воспитываются великой Матерью жуков. Вот только есть плата за вход — каждому приведенному путнику отрывают лицо, а рану заклеивают паутиной.

За пиксельартом такие нюансы в деталях не разглядеть, но жестокость игры хорошо ощущается и между строк: здесь предостаточно анимаций с сочными убийствами падших врагов, а также сцен страданий и лишений. Zelart не боится показывать изуродованные тела детей или же транслировать диалоги с калеками.

К слову, для реплик с некоторыми NPC есть целых три варианта интеракции: возможность задать вопрос, продолжив беседу, или же дать собеседнику хороший или плохой ответ. В зависимости от выбора ответов будет меняться показатель кармы, благодаря которому можно открывать специальные двери и получать доступ к редким предметам. Что до диалогов — в одном из них я пообещал безногому ребенку из Депо, по сути свалки для ненужных на центральной станции людей, что он сможет стать сильнее. Результатом выбора стали насмешки от Самеди, который тотчас же поиздевался над всеми инвалидами, а также прокомментировал каждый из моральных выборов самым аморальным образом.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

Авторы скупы на награды и поощрения. Убиваешь босса и не получаешь ничего, кроме пары слов — здесь это норма. Награждать вас будут преимущественно нарративом

Здесь света нет, буквально!

По сути, There Is No Light состоит из трех ключевых элементов: исследования локаций, сбора информации и битв с многочисленными мутантами и прочими порождениями темного фэнтези. Исследование сделано просто — есть различные рычаги и кнопки, которыми открываются скрытые комнаты, платформы и прочие секреты. Собирательство непонятных вещичек из соулслайков тоже в наличии. Мы треть игры будем собирать каких-то жуков — и лишь встретив Королеву узнаем, что за поиск малышей-инсектоидов, совсем как в Hollow Knight, полагаются свои награды.

Сбор информации необходим для решения головоломок. Тут и там разбросаны куски карт или шифров, которые необходимо применять для открытия тайников. Без сбора всей необходимой информации правильную концовку получить не удастся. Игра состоит из бесконечных лабиринтов, и в них просто запутаться. Они однообразны, планировки часто повторяются, и маршрут быстро сливаются в какую-то кашу. Как назло, никаких карт тут нет — ищи-свищи по собственным заметкам вне игры. Вообще, претензию по поводу карты исправили через три дня после релиза, в патче от 22 сентября. Причем пока что добавили карту только для одной из локаций — Центральной Станции. Заблудиться там как раз-таки сложнее всего.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

Главная паучиха. Знак вопроса под персонажем указывает на возможность уточнить ее реплику

Недоработки и слабые места

Битвы здесь задорные, как было сказано выше, но по мере прохождения становится заметна явная недоработанность боевой системы. Во-первых, ей не хватает вариативности. Во-вторых, на базовой сложности она слишком бескомпромиссна, а на пониженной под названием «Путник» становится излишне простой. Да и наказаний за смерть нет — после гибели персонаж возрождается около ближайшего чекпоинта. 

В третьих, очень странно сделана динамическая музыка. Обычно в лабиринтах царит тишина, но когда заходишь в какую-то комнату, она блокируется с обеих сторон бабочками, и начинается замес. Музыка очень громко бряцает и бахает прямо в уши. Уничтожаешь последнего монстра, и с его убийством музыка очень резко, буквально на середине, обрывается. Как будто магнитофон выдернули из розетки. Битвы с боссами тоже очень неоднородны — на базовой сложности боссов необходимо избивать чуть ли не по десять минут реального времени. С учетом дефицита аптечек и способов лечения процесс мало того, что однообразный и повторяющийся, так еще и жестко наказывающий за ошибки.


                    Обзор There is No Light. Хардкорный и мрачный инди-слэшер из Волгограда, который может сломать даже самых стойких

А еще тут много записок. Авторы совершенно не стесняются использовать их в качестве ключевого повествовательного инструмента

Наконец, ярость очень странно копится. Ее можно получать, просто разбивая предметы в каких-то транзитных локациях — их тут предостаточно. В таких локациях врагов отродясь не было, однако ж игра считает, что разбитый стол и пара ящиков в придачу заслуживают режима «берсерка», когда вокруг протагониста начинает сиять красный контур. Выглядит это все как недоработка или невнимательность, с учетом того, что в перевалочных пунктах врагов и правда нет.

Ради чего стоит играть:

  • Сеттинг с необычным взглядом на постапокалипсис
  • Основательно продуманная мифология мира и подача истории
  • Бодрые и динамичные драки (первое время)
  • Превозмогание лабиринтов и боссов, а также дефицита источников света

Что может испортить удовольствие:

  • Временами ощущается как ранний доступ (например, сейчас доделывают карты локаций)
  • Сложность и недружелюбность порой достигаются неэлегантными приемами
  • Боевка приедается спустя нескольких часов

Час геймплея There is No Light. Источник: Ruhben925

Итог

There Is No Light точно не для слабых духом: завышенная сложность, слегка неряшливый пиксель-арт на фоне, к примеру, вышедшего тремя днями позже Shovel Knight Dig, отсутствие проводника, который согласился бы хоть как-то помочь с адаптацией в недружелюбном мире. Хардкорный инди-проект с русскими корнями и бесконечными линиями метрополитена способен удивить даже тех, кто думал, что готов к трудностям. И далеко не всегда это удивление будет приятным. Среди поигравших 72% сочли, что достоинства перевешивают недостатки. У нас, однако, сложилось впечатление, что впереди у There Is No Light еще несколько раундов патчей. И лишь тогда ее можно будет смело рекомендовать тем, кто не привык делать скидки играм из России. Надеемся, Zelart намерена поддерживать и улучшать свою дебютную игру, ведь пространства для этого в ней более чем достаточно. Как и потенциала, который не стоило бы упускать.

Источник