Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Vampire: The Masquerade — Bloodlines безусловно великая RPG, но вряд ли можно найти хоть одного человека, который полюбил ее за боевую систему. Выходит, если написать сильные разветвленные диалоги, придумать сложный сюжет, интересный мир и харизматичных персонажей, то получится отличная игра? Молодая студия Big Bad Wolf смогла доказать, что даже такой набор достоинств можно испортить набором мелких, но неприятных ошибок.

Действие серии игр Vampire: The Masquerade происходит в сеттинге «Мира Тьмы», где в наше время вампиры живут рядом с людьми, но пытаются это скрыть. Для этого ими разработан набор правил, называемых «маскарадом»: нельзя пользоваться магией, пить кровь и делать другие заметные вещи на глазах у непосвященных. Но можно, если никто ничего не заметит. Общество вампиров, следующих этим правилам, называется Камарильей. Впрочем, есть и «отрицалы» — это уже другой разговор.

Когда привычному образу жизни Камарильи что-то угрожает, в местном сообществе объявляется «красный код» — именно с этого события в бостонском отделении и начинается Vampire: The Masquerade — Swansong. Впрочем, нельзя сказать, что в Бостоне до этого было спокойно: недавно избранная Принц (да, даже не Принцесса — в этой истории должность Принца занимает женщина, не спрашивайте, пожалуйста) закулисно борется с Советом, который ее на эту должность и утвердил. Тем временем община некромантов Часовня Хартфорда после многих лет вражды хочет заключить с вампирами соглашение о сотрудничестве и заняться совместным предприятием по переработке крови.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Уже по самому началу игры можно понять, что с бюджетом беда

Именно на встрече между Бостонской Камарильей и Часовней Хартфорда происходит что-то, из-за чего и был послан «красный код». Расследовать это дело отправляют трех совершенно разных героев. Все они принадлежат к разным вампирским кланам, из-за чего имеют совершенно разное положение в обществе, что в Swansong действительно играет роль.

Например, Лейла происходит из клана Малковиан, из-за чего ее преследуют видения будущего, причем зачастую в самый неподходящий момент. Прямо перед началом игры Принц достает ее из вампирской психушки для использования в собственных целях, хотя все остальные вампиры от этого решения не в восторге. Другой герой Галеб, внешне напоминающий протагониста Vampyr, хоть и выглядит молодо, на самом деле на данный момент является самым старым вампиром в Бостоне. Он происходит из знатного клана Вентру, что отражается на отношении к нему других персонажей и банально дает возможность появляться там, где другим не положено.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Примечательно, что каждый из главных героев имеет прописанные отношения с массой персонажей, в том числе и друг с другом. Также интересно, что у каждого из них есть близкие сердцу люди, которые принимают участие в сюжете. Например, Лейла всегда берет с собой на задания дочь, третья протагонистка Эмем заботится о своей подруге, из-за чего в сюжете будет возможность подставиться самой, а Галеб волнуется о китаянке Сю Фэнь, которую в ближайшее время планирует обратить в вампира и стать ее покровителем. Сюда же можно записать и сложные отношения каждого из героев с Советом, из-за чего по ходу истории в колеса игрока попадет не одна палка.

Впрочем, многих проблем можно избежать, хотя иногда это лишь прибавит неочевидных трудностей. В отличие от игр Telltale, в Swansong ваш выбор действительно влияет на происходящее. Поссорились с кем-то? Не получили ценную информацию. Не смогли уболтать бармена? Придется придумывать другой план. Проявили нелояльность к Принцу? Она девушка строгая, может и расстроиться. Все вместе эти последствия накапливаются как снежный ком, выкатывающийся в неожиданные моменты — эти мелкие упущенные и использованные возможности в итоге складываются в понятные события, которые и определяют финал. Получилось вычислить предателя? Какие герои смогут догадаться об опасности и выжить? Какое положение они займут в Камарилье по итогу? В этом плане Swansong совсем не похожа на Deus Ex: Human Revolution или Mass Effect 3, финал которых определялся одним дурацким выбором в последней сцене.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Однако на этом похвала игре заканчивается, потому что от описания сюжета, героев и мира мы переходим ко всему остальному. За неделю после выхода на Metacritic оформился «желтый» рейтинг от критиков и «красный» от игроков — это говорит о многом, причем обычные пользователи воют не от выхода игры в EGS, «повесточки» или плохой оптимизации.

В первую очередь критикуется графика, а точнее анимация, которая как нигде важна в диалоговой игре. Игроки сравнивают новинку с Mass Effect: Andromeda, и это само по себе достаточно описывает проблему. Правда, как и в случае с Andromeda, помимо корявых анимаций придраться к картинке трудно: модели персонажей отлично детализированы, а освещение делает даже из многочисленных коридоров достаточно интересное зрелище.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Но не все коридоры одинаково живописны

С игровым процессом все гораздо неоднозначнее. С одной стороны, как мы уже упомянули, ни один садомазохист не признается в любви к боевой системе оригинальной Bloodlines, хотя в остальном это эталонная RPG. Казалось бы, убери активную часть и поработай над нарративной, получится прекрасная игра. С другой стороны, оказалось, что Swansong это больше коридорное «кино» с диалогами, чем ролевая игра.

Игра разделена на сцены, в рамках каждой из которых повествование переходит к одному из трех главных героев — обычно это происходит по заранее прописанному сценарию, но иногда нам дают выбрать самостоятельно, за кого играть. В каждой сцене у игрока есть определенная задача, которую нужно выполнить, ну и заодно по ходу может всплыть несколько дополнительных, которые в будущем тоже сыграют свою роль. 

Анимация — бич местных симпатичных моделей. Кто-то не может закрыть рот, кто-то пучит глаза, а уж как они двигаются…

Когда перед игроком встает какое-то препятствие — например, банально закрытая дверь — здесь в дело вступает вариативность, к которой тоже есть вопросы. Если дверь электронная, то ее можно просто взломать. С большой вероятностью уровня навыка у вас не хватит, так что придется искать способ узнать код от двери, который может быть записан у кого-то из персонажей на рабочем столе, находиться в записке, или из кого-то его можно выболтать.

И вот тут начинается откровенный пиксельхантинг, только вместо каких-нибудь смешных штук из старых квестов LucasArts вы ищете документы или дискеты в симпатичных, но серых офисных интерьерах. Вот уже действительно не думал, что еще когда-нибудь после «Петьки и Василия Ивановича» буду этим заниматься, но Swansong действительно заставляет прокликивать все предметы в помещениях по три раза, в надежде найти нужную записку. Подобная лабуда сильно замедляет и без того неторопливое повествование, что не идет на пользу темпу игры.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Впервые взяв персонажа под контроль, можно выбрать ему изначальные характеристики

С характеристиками, навыками и их прокачкой тоже не все гладко. Все три героя имеют одинаковый набор характеристик (красноречие, электроника, проницательность, запугивание, убеждение, компьютерная безопасность, etc), которые предстоит нудно прокачивать для каждого. К тому же вы никогда не угадаете, какие именно ветки понадобятся в истории конкретного героя, что вносит сумятицу в и без того раздражающий процесс.

Помимо характеристик, в сеттинге «Мира Тьмы» у вампиров есть и так называемые «дисциплины» — в общем-то, активные скиллы. В Bloodlines дисциплины могли быть и боевыми, но в Swansong они, понятное дело, «мирные». На бумаге у всех трех главных героев дисциплины различаются, но по факту они плюс минус-одинаковые (вампирское зрение, убеждение и т.д.), разве что у каждого одна из дисциплин лучше развита по умолчанию.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Диалоги написаны в первом лице, как будто это мысли героев: иммерсивно, но не всегда понятно, что именно будет сказано

Применять дисциплины предстоит в исследовании мира и диалогах. На использование характеристик тратятся очки усталости, которые восполняются расходуемыми предметами, а использование дисциплин вызывает у вампира голод, доведя который до определенного состояния герой может наброситься на ничего не подозревающего человека и нарушить «маскарад». Чтобы этого не случилось, в кривоватом социальном стелсе необходимо заманить жертву в безопасную зону и в нехитром QTE выпить ее кровь.

В диалогах же использование способностей и уровень характеристик проходят проверку навыков соперника. Если вдруг ваш уровень недостаточен, то за очки голода или усталости можно повысить навык прямо из диалога, но чем чаще вы в ходе дискуссии будете этим пользоваться, тем чаще этим будет пользоваться и оппонент. Учитывая, что зачастую после провала в таких баталиях вам придется заниматься упомянутым пиксельхантингом, предстоит решить, что же из этого кажется страшнее — восполнение ресурсов или монотонное прокликивание предметов на локациях.


                    Обзор Vampire: The Masquerade — Swansong. Копеечный наследник Bloodlines — как в хорошем, так и в плохом смысле

Вот такой вот неоднозначной получилась новая Vampire: The Masquerade. С одной стороны — запутанный сюжет и полное раздолье для любителей почитать записки и покопаться в биографиях персонажей, а с другой стороны — все связанное с игровым процессом вызывает в основном раздражение. Лучше бы вместо трехмерной RPG визуальную новеллу сделали, честное слово.

Vampire: The Masquerade — Swansong можно однозначно порекомендовать лишь оголтелым фанатам «Мира Тьмы», которые сомневались в игре после низких оценок. Им  точно есть ради чего потерпеть. Любители политических триллеров и крепкого нарратива тоже могут попробовать, но возможно, что вампирская тематика и глубина лора отпугнут неподготовленных игроков. Ценителям насыщенных игровых механик, технически вылизанных хитов и, в принципе, вообще всем остальным следует держаться от новинки подальше. Предупреждаем, что нужно быть очень терпеливым человеком, чтобы добраться до сюжетной мякотки через многочисленные недостатки Swansong.

Источник