“Гаагский суд рядом с нами, но на самом деле от нас он слишком далеко”

В моих глазах мелькают буквы с новостных лент и глаза выцапают словосочетание «гаагский суд», которое обладает магической силой высшей справедливости для тех, кто в неё ещё верит. Моя дочь училась в школе неподалеку от здания Международного трибунала, а еще там, на улице Анны Павловой, торгует наш любимый русский магазин. Мы живем неподалёку.

Было бы неправдой написать, что все наши политики поддерживают его последнее скандальное решение, везде своя жизнь, есть те, кто устали от диктата американцев и пытаются сказать что-то против, есть население, которое устало от всего, что связано с Украиной. Мы потихоньку забываем о прошлогодних событиях. В конце концов есть и наша собственная жизнь. Своя рубашка ближе к телу, недавно прошли выборы и их выиграла совсем неожиданная партия. А еще в наш городок подсунули 80 новых беженцев и народ гудит. Так что не до Путина.

Россиянка из Голландии рассказала, как жители восприняли скандальный вердикт о Путине

Моими любимыми часами были прогулки по гаагским музеям в одиночестве, но помимо произведения искусства, Гаага богата количеством судебных инстанций. В старом замке, подаренном Эндрю Карнеги, заседает International Court of Justice, его история как арбитражного суда началась еще в восемнадцатом веке. Международный суд справедливости как подразделения ООН разбирает конфликты только между государствами. Частным лицам и организациям туда путь закрыт. В новом комплексе государственных учреждений в паре трамвайных остановках от дворца располагается суд города Гааги, который даёт оценки конфликтам в пределах региона и открыт для всех граждан страны. Моим вкладом в историю этого заведения был судебный иск против инстанции, которая отказалась выплачивать мне пособие по инвалидности. Я выиграла иск и получила некоторую долю уверенности в том, что государственная система Нидерландов работает.

При входе в здания судов нужно пройти серьезную проверку, почти как в самолете, сами судебные инстанции доступны для всех. В компетенцию местного гаагского суда входят дела, где неизвестно местопребывание лиц, против которых ведутся расследования. Именно поэтому сюда обратились голландские родственники жертв катастрофы боинга MH-17. Здесь приговорили (заочно) к пожизненному сроку Игоря Стрелкова, в 2014 году являвшегося командиром ополченцев.

В юрисдикцию еще одного «гаагского» суда —  Международного Уголовного суда (ICC) —  входят геноцид, военные преступления, преступления против человечности и преступления против мира, что включает планирование, инициирование или осуществление крупномасштабного и серьезного акта агрессии с использованием военной силы государства. Суд инициирует расследования, а потом решает, достаточно ли доказательств для возбуждения уголовного дела. Суд открылся в 2002 году как постоянно действующая организация. Все страны, ратифицировавшие Римский статут в 2000, обязаны сотрудничать с МУС для ареста и передачи разыскиваемого лица суду.

Сейчас этот суд, который и выдал ордер на арест двух россиян, заседает в Гааге, но, в принципе, судьи могут переехать и в другое месте. Так что в отличие от других судов, называть МУС «Гаагским судом» не совсем правильно.

Все у нас прекрасно понимают, что шансы на то, что президент России Путин предстанет перед Международным уголовным судом, равны нулю. Эксперт по уголовному праву Герт-Ян Кнупс считает ордер на арест чисто символическим решением и нацелен он на то, чтобы  еще больше изолировать российского президента дипломатически и юридически, — об этом он заявил в Nieuws en Co на NPO Radio 1. Джонатан Лидер Мейнард, преподаватель международной политики в Королевском колледже Лондона, сказал, что Путин вряд ли будет чрезмерно затронут ордерами на арест, поскольку МУС «полагается на сотрудничество правительства, но российское правительство не будет участвовать в этом».

Кабинет министров Нидерландов подчеркнул свою поддержку МУС. Реакция же простых голландцев, таких, как мы, не так однозначна. Многие сомневаются в компетенции суда и чистоте его намерений. Ордер на арест может быть выдан без публикации, то есть тайно, но в данном случае, судьи приняли решении об оглашении. Возможно, говорят голландцы, суд просто спекулирует на острой проблематике, чтобы оправдать свое существование. Кроме того, судьи никогда не поступали так, например, с Бушем или Блэром, которые совершили серьезные военные преступления, к примеру, Буш объявил, что в Ираке существует оружие массового поражения, а это было не так, что еще раз показывает, в одном Путин прав: в лицемерии и ненадежности Запада и институтов, которыми Запада  управляет.

Мне запомнилась цитата из записок в социальных сетях от одного голландца, мнение которого можно назвать непопулярным: «Западный уголовный суд, который никогда не наказывает массовые убийства в собственной империи, преследует незападного лидера, который, как и Запад, также управляет империей. Тем более желание судить соперника на мировой арене — довольно странное призвание, потому что судья обычно расследует обстоятельства конфликта между соперниками и улаживает конфликт, не являясь при этом самим соперником, заинтересованным в исходе конфликта. В данном случае речь идет об одной соперничающей стороне, считающей себя морально выше своего противника и исходящей из этого заблуждения, полностью игнорирующего собственные пороки».

Тем не менее, ордер на арест Путина может изменить расстановку сил на международной арене. Многие страны всегда были подчеркнуто нейтральны, чтобы сохранить свои отношения с Россией. Как они поведут себя сейчас — дискуссионный вопрос. Министр иностранных дел Нидерландов Хоекстра (CDA) выступает за создание отдельного трибунала в Гааге, но «вопрос об его учреждении остается неопределенным, отчасти из-за вето России в Совете Безопасности. Кроме того, должно быть четкое разделение труда между этим судом, МУС и украинской судебной системой, которая преследует арестованных российских солдат. Я думаю, могут пройти годы, прежде чем любое правосудие, касающееся этих событий может свершиться».

Гаага, Голландия

Источник: www.mk.ru