Рынок нефти: сколько будет стоить баррель в III квартале

Цены на нефть во II квартале находятся около максимумов 2012 г. Участники рынка готовы платить более $120 за баррель Brent, поскольку на физическом рынке во многих регионах мира сохраняется дефицит поставок и прогнозы на будущее предполагают сохранение сложностей. Рассмотрим, какие цены по нефти могут быть с июля по сентябрь 2022 г.

Спрос усиливается сезонностью

Потребление топлива продолжает активно расти. Частично это эффект постпандемийного восстановления, поскольку международные авиаперевозки еще не полностью восстановились. Частично — естественный рост спроса за счет роста экономики.

Еще один фактор — сезонный: в летний период традиционно высокий спрос на бензин, так как в Северном полушарии резко возрастает автомобильный трафик. Также свой вклад может внести снятие антиковидных ограничений в Китае, которые сдерживали экономическую активность и потребление топлива во II квартале.

Наложение этих составляющих приводит к тому, что аналитики и инвестдома ждут резкого роста спроса во II–III квартале. По прогнозам МЭА, c апреля по август рост спроса может составить 3,6 млн б/с.  Большая часть этого прироста придется именно на летний период, который только начался.

ОПЕК+ и Россия отстают

По данным МЭА, уровень исполнения сделки ОПЕК+ в мае составил 261%. Добыча альянса отставала от целевых уровней на 2,8 млн б/с.

В июле – августе альянс принял решение увеличивать квоты на добычу на 648 тыс. б/с в месяц, так что уже в сентябре квоты окажутся максимальными. Однако из-за недоинвестирования в добычу и санкций в отношении России фактически добычу смогут увеличить только Саудовская Аравия и ОАЭ.

JP Morgan полагает, что из 648 тыс. б/с на рынок может прийти всего 160 тыс. б/с в июле и 170 тыс. б/с в августе. Это около четверти от разрешенной квоты — скромный объем, который не позволяет рассчитывать на то, что ОПЕК+ сможет компенсировать рост спроса в летний период.

Что касается России, то на рост рассчитывать сложно. Скорее, будет идти борьба за то, чтобы сохранить производство на стабильном уровне. Эмбарго ЕС на российскую нефть вступает в полную силу к концу года. Вероятно, что в III квартале импортеры будут активно закупать российское сырье, формируя запасы. Аналогичная тенденция наблюдалась в преддверии санкций против Ирана в 2018 г. Сильный морской экспорт из России косвенно подтверждает эту тенденцию.

Рынок нефти: сколько будет стоить баррель в III квартале

А вот уже в IV квартале российский экспорт может начать падать. В зависимости от того, насколько эффективно российские компании смогут перенаправить поставки в Азию, будет зависеть фактический объем добычи. Уровень неопределенности в этом вопросе остается высоким.

Рынок США — добыча не растет, запасы снижаются

Оперативная статистика от EIA раз за разом демонстрирует снижение запасов нефти и бензина. Для компенсации дисбаланса на внутреннем рынке и помощи европейским потребителям страна активно продает нефть из стратегических резервов (SPR).

На фоне продаж из SPR коммерческие запасы остаются примерно на одном уровне около 410–420 млн барр. А вот SPR за квартал «похудели» на 60 млн, до 519 млн барр. До конца III квартала из SPR может приходить на рынок до 1 млн б/с, что будет поддерживать потребителей.

Тем не менее компенсация за счет запасов не может продолжаться долго. Нужен рост добычи, а в этом направлении прогресса пока нет. Во II квартале добыча стабильно держалась на уровне 11,8–11,9 млн б/с, несмотря на рост числа активных буровых установок с 533 до 580 уст. В III квартале 2022 г. добыча может сдвинуться с мертвой точки, но о каком-то существенном росте речи пока не идет. По прогнозу EIA, к сентябрю добыча вырастет на 300 тыс. б/с, до 12,2 млн б/с. Для компенсации роста спроса этого будет мало.

Рынок нефти: сколько будет стоить баррель в III квартале


Разрушение спроса из-за высоких цен

В теории, высокие цены на нефть могут оказать разрушительное влияние на спрос. Потребление может сокращаться из-за того, что цены становятся неподъемными для отдельных отраслей и наиболее бедных слоев населения.

Однако текущие данные не позволяют предположить, что такой процесс имеет место. Если цены задержатся на текущих уровнях до конца года, то в 2023 г. мы действительно можем увидеть замедление экономической активности. Но сейчас говорить об этом пока рано.

Факторы неопределенности: Иран, Ливия, Венесуэла

Есть ряд источников, откуда могут появиться дополнительные объемы нефти. Увеличить добычу могут подсанкционные Иран и Венесуэла. Совокупный потенциал роста может быть оценен в 1,5–1,8 млн б/с при условии, что санкции США в их отношении будут смягчены. Но просто так США этого не сделают — нужна сделка. Непрямые переговоры с Ираном длятся уже полтора года и на текущий момент зашли в тупик. Венесуэла получила небольшие послабления, но пока значимых объемов из латиноамериканской страны не ожидается. Определенности в этом вопросе нет.

Отдельно стоит отметить Ливию. Страна располагает мощностями для добычи 1,2 млн б/с, но производство нестабильно из-за затяжного внутриполитического конфликта. Противоборствующие партии периодически блокируют добывающую и экспортную инфраструктуру, из-за чего показатели скачут в широких пределах. Например, в июне добыча упала до 0,1 млн б/с из-за блокировки портов. Как будет развиваться ситуация в III квартале, сказать сложно.

Рынок нефти: сколько будет стоить баррель в III квартале


Выводы

На протяжении III квартала спрос на нефть может обгонять предложение. Дополнительная нефть может прийти только из стратегических резервов стран ОЭСР или подсанкционных Ирана и Венесуэлы. Но резервы — это лишь временная мера, а для снятия санкций предпосылок нет.

Такая ситуация будет поддерживать цены на нефть на высоких уровнях. Вероятно, котировки Brent не опустятся ниже $100, в то время как рост выше $130 не выглядит чем-то невероятным. В условиях дефицита поставок цены могут быть очень чувствительны к ужесточению дисбалансов, поэтому нельзя исключать риски кратковременных скачков. Если говорить о средних цифрах, то баррель Brent в III квартале может быть в диапазоне $115–125 за баррель.

Такие прогнозы позволяют сохранять оптимистичный взгляд на акции нефтяных компаний. Среди российских бумаг привлекательно выглядят Лукойл, Роснефть, Газпром нефть и Татнефть. Акционеры этих компаний могут получить выгоду от благоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке в виде щедрых дивидендов.

Прогнозы по нефти от аналитиков и инвестдомов

В июне большинство инвестдомов пересмотрели свои прогнозы по ценам на нефть в 2022 г. в сторону роста. Ниже приводим оценки, которые публикуют специалисты наиболее популярных аналитических агентств.

Банк UBS ждет $130 за баррель Brent к концу сентября и в среднем $125 за баррель на протяжении следующих трех кварталов.

Goldman Sachs прогнозирует среднюю цену за баррель Brent на уровне $135 во II полугодии 2022 – I полугодии 2023 г.

Прогноз Citibank предполагает цены на нефть Brent в III и IV кварталах 2022 г. на уровне $99 и $85 за баррель соответственно.

Barclays ждет цену на уровне $111 за баррель в 2022 и 2023 гг.

Рейтинговое агентство Fitch в июне повысило прогноз по цене Brent в 2022 г. на $5, до $105 за баррель.

Morgan Stanley ждет $130 за баррель в III квартале, но допускает скачок вплоть до $150 в самом оптимистичном сценарии.

Управление энергетической информации при Минэнерго США (EIA) ожидает $111 за баррель Brent в III квартале и $105 за баррель — в IV квартале.

Рынок нефти: сколько будет стоить баррель в III квартале

   


Источник