Шри-Ланка: «Аэрофлот» теряет самолет, русские туристы в слезах

Министерство иностранных дел России вызвало посла Шри-Ланки Джаниту Абейвикрему Лиянаге, которой был заявлен решительный протест из-за задержания самолета компании «Аэрофлот» в аэропорту Бандаранаике.

«Призвали ланкийскую сторону в сжатые сроки урегулировать эту проблему во избежание ее негативного влияния на традиционно дружественные двусторонние отношения», — заявили в министерстве.

Самолет Airbus A330−300 должен был вылететь из Коломбо накануне утром, в 10:20, и прилететь в Москву в 19:35, но местный суд запретил самолету покидать Шри-Ланку «после рассмотрения жалобы, поданной компанией Celestial Aviation Trading Limited в Ирландии». Судебное слушание о снятии ареста назначено на 8 июня.

Росавиация работает над урегулированием вопроса задержания Airbus A330 «Аэрофлота» на Шри-Ланке (до 1972 года это островное государство называлось Цейлон)…

Воздушная тревога

В ответ на нашу спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины в числе прочих антироссийских санкций зарубежные лизингодатели потребовали вернуть эксплуатирующиеся Россией гражданские воздушные суда и стали арестовывать наши самолеты в зарубежных воздушных гаванях. По данным Минтранса на конец марта, из-за подобных ограничительных мер мы потеряли таким образом 78 из 1367 самолетов.

Росавиация довольно оперативно рекомендовала авиакомпаниям, у которых есть самолеты в лизинге, приостановить полеты за рубеж, а также авиаперевозки из-за рубежа в Россию, а президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у компаний, внутри самой России.

На этом буря вокруг авиаперелетов вроде бы несколько подуспокоилась, но, как оказалось, ненадолго: 2 июня прибывший утром в фактическую столицу Шри-Ланки Коломбо российский Airbus A330 не смог вылететь обратно в Россию.

Сначала на сайте «Аэрофлота», эксплуатирующего судно, появилась информация о задержке вылета на одни сутки и размещении пассажиров в местном отеле, однако потом стало известно, что Airbus был задержан властями города, а Высокий коммерческий суд Коломбо запретил судну покидать воздушную гавань пока в связи с тем, в конце апреля оно получило российскую регистрацию, но до этого борт был зарегистрирован на Бермудских островах, и его первоначальный ирландский лизингодатель Celestial Aviation Trading Limited потребовал от властей острова запретить ему покидать данное воздушное пространство Шри-Ланки.

Возникает вопрос — что может предпринять российская сторона в условиях такой правовой коллизии?

Отправлять в зарубежные вояжи исключительно «Суперджеты» или Ту?

Сопровождать каждый борт ротой автоматчиков?

Выводить наши гражданские пассажирские самолеты из-под таких арестов с помощью российских ВВС?

Своими соображениям на этот счет поделился с «СП» экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Советского Союза Олег Смирнов.

— Перерегистрация наших самолетов в России была неизбежна, потому что в противном случае мы лишились бы возможности осуществлять пассажиропервозки даже на своих внутренних авиалиниях, а это было бы критично. Это Францию какую-нибудь можно пешком из конца в конец пересечь, а вы попробуйте с Урала до Калининграда дойти.

И вот в таких условиях нам остается довольно небогатый выбор. Например, в «недружественную» заграницу отправлять только суда отечественного производства, а «Боинги» с «Эйрбасами» отправлять исключительно в дружественные державы.

«СП»: — Так ведь та же Шри-Ланка вроде бы дружественная страна. Её туристические власти совсем недавно обращались с жарким призывом к россиянам провести свой отпуск на «райском острове», заверяя их, что ни к каким антироссийским санкциям остров присоединяться не собирается. И — на тебе, здравствуйте. Да другие дружественные закрываю свое небо для российских самолетов иностранного производства.

— И, надо сказать, правильно вообще-то делают. Их авиационные организации — не политические ведомства, так что действуют в строгом соответствии с международными инструкциями по безопасности полетов. А правила эти, в частности, указывают, что двойная регистрация самолетов категорически запрещена, и если такое имеет место быть, то полеты подобных судов следует запретить. Они ведь запрашивали нас о том, сняли ли мы со своих судов иностранную регистрацию. Мы им не ответили, вот они и сработали по инструкции до выяснения обстоятельств.

«СП»: — Вы же сами признали, что перерегистрация самолетов была неизбежна. Как же так?

— Мера эта, согласен, была вынужденная, но надо же делать такие вещи грамотно. Если меняешь регистрацию самолета — будь любезен поставить в известность прежнюю страну-регистратор, заключи с ней соответствующий договор и соблюди прочие жесткие формальности.

«СП»: — Ну, обыватели-то в этих хитросплетениях не искушены. Их волнует только один вопрос — как и на чем им теперь летать в ту же Шри-Ланку или еще куда-нибудь, куда американцы с европейцами пока не запретили.

— Выход я уже озвучил — посылать за рубеж только наши отечественные самолеты, а иностранные приберечь для внутренних авиалиний или дружественных стран.

«СП»: — И как долго мы способны продержаться в таком режиме? «Суперджетов» мы эксплуатируем от силы сотни полторы на круг, а «ИЛов» и «Тушек», оставшихся в строю, и того меньше

— Во-первых, любые самолеты не вечные. Рано или поздно наши «Боинги» с «Эйрбасами» выработают свой ресурс, а где брать запчасти для замены? Ведь они из санкций не поставляются в Россию. Значит, будут такие самолеты постепенно «ставить на прикол» и разбираться на запчасти, сначала потихоньку, потом все более лавинообразно. Таким путем в конце концов к забору встанут все.

Во-вторых, под соусом «лучшего российского самолета в мире, за которым выстроится очередь из мировых покупателей», как позиционировался изначально «Суперджет-100», мы получили на деле мало того, что ближнемагистральное судно, так еще и, по сути, настоящее, я считаю, барахло, от которого отвернулись абсолютно все покупатели. Это ведь самая настоящая «хромая утка» по заоблачной себестоимости, на 75% состоящая из западных запчастей.

Наши промышленники, конечно, заявили о том, что могли бы наладить их производство, но на это ведь требуется время, те же масляные фильтры для «Суперджетов» в России готовы производить только года через 2−3, не раньше. Так что они, мне кажется, тоже к заборчику будут вставать потихоньку. Разве что политическое чудо произойдет, и санкции снимут.

К тому же из-за корыстного, на мой взгляд, пиара этого «Суперджета» напрочь вычеркнутыми из российского бюджета оказались разработки КБ «Туполев» и КБ «Ильюшин», что привело к фактическом у развалу отечественного гражданского самолетостроения.

«СП»: — Значит, заявление главы «Ростеха» Сергея Чемезова о высокой степени готовности высокотехнологичных самолетов «МС-21», «Ту-214» и «Ил-114» и выводе на рынок к 2025 году около 110 самолетов различных типов тоже стоит относиться аналогичным образом?

— Сергей Чемезов, в отличие от прожектеров «Суперджета», человек очень серьезный, и это вселяет определенный оптимизм. Будем надеяться, что это будет реальным стартом по исполнению взятых на себя перед президентом обязательств, чего за последние 30 лет я не наблюдал. Потому что 2025 год — это практически уже завтра, время пролетит незаметно.

Полагаю, он взвесил свои слова, потому что заявить — это одно, а вот сделать…

У нас же, во-первых, за 30 лет фактически уничтожено отечественное станкостроение, все станки импортные. В нынешних условиях это делает проблематичным даже производство запчастей для того же «Суперджета».

Во-вторых, нужны соответствующие высокотехнологичные заводы. Наконец, самое главное — нужны квалифицированные самолетостроители, ведь полностью же разогнали за это время всех специалистов, причем высочайшего класса.

Хотя если мы сейчас все как один поможем президенту, и займемся реальным ипортозамещением в мобилизационном режиме, а не пустой болтовней, а также разгоним сверху донизу всех «эффективных менеджеров», до этого разрушавших наше самолетостроение, поставив на их места новые кадры, не вижу ничего невозможного.

Источник