Связь индекса МосБиржи оборвана

Сложный внешнеполитический контекст оказывает влияние на процессы в экономике и закономерно ретранслируется на отечественный фондовый рынок. Привычные биржевые зависимости, когда инвестору достаточно было взглянуть на утренний курс индекса S&P 500 или нефти Brent, перестают работать. Так стоит ли ждать возврата в прошлое?

Почти ничего не меняется

В начале апреля проводилась очередная оценка зависимости индекса акций МосБиржи от американского поводыря S&P 500 и траектории фьючерса на Brent. Результаты расчетов лишь подтвердили наглядные процессы на финансовом рынке — исторические связи российских индексов с привычными факторами курсообразования порушены, а сентимент инвесторов зависит от усиливающихся санкций, ослабляемых регуляторных ограничений и публикаций в СМИ.

Спустя два месяца актуализируем оценки, может быть, что-то поменялось?

К 6 июня относительно апрельской публикации индекс МосБиржи теряет почти 12%; исторический поводырь рынка, индекс S&P 500, падает на 8%; нефть Brent растет на 17%. Причем за это время спред Urals–Brent сократился с $35 до $25 за баррель.

Сонаправленность индексов МосБиржи и S&P 500 не должна вводить в заблуждение — движения российского рынка носят, скорее, хаотичный характер после обвала конца февраля и частичного отскока начала апреля, а его внутридневная динамика никак не зависит от настроений на площадках в США.

Очевидным является несоответствие индекса МосБиржи с контрактами на нефть — курсы попросту разошлись. Если возьмем только субиндекс нефти и газа МосБиржи, то и он с апреля падает на 3% — и лишь потому, что вес Газпрома, порадовавшего недавно дивидендами, составляет высокие 18,6%.

Зато в эпоху отсутствия нерезидентов и низких оборотов тон на российских торгах бумагами все больше задают частные инвесторы со всеми вытекающими последствиями — их доля достигла 73%.

Цифры подтверждают

Видимую разобщенность индекса МосБиржи и прежних факторов его ценообразования, естественно, подтверждаем расчетами: корреляция с февраля по апрель была нулевой, а с апреля по начало июня — 0,2, что также, в принципе, не позволяет судить о ее наличии. Хотя формально — это слабая прямая зависимость.

По нефти с осени прошлого года корреляция индекса МосБиржи и Brent сильная, но отрицательная, или по форме — высокая обратная (-0,9). За последние 2 месяца внутридневная динамика нефтяных фьючерсов не находит отражение в рынке акций. Показатель корреляции за 40 торговых сессий получается -0,2 — слабая отрицательная зависимость. А по сути, ее и нет.

Перспективы восстановления связей

Вероятность возвращения в прежнее докризисное русло, когда индекс МосБиржи тонко чувствовал настроения на западных площадках акций, а фактор сырья быстро отрабатывался в нефтегазовых бумагах, пока очень низкая.

Санкции все расширяются, причем в последних пакетах ЕС речь идет об эмбарго российской нефти на горизонте 2022 г. Да и инвестиционные потоки между рынками фактически иссякли. Нерезиденты заблокированы, а международные инвесторы не могут своими объемами двигать котировки, как это было ранее.

Судить о финансовом здоровье корпораций, на фоне временной приостановки публикации отчетности, приходится по косвенным признакам на основе динамики базовых активов на товарных рынках, страновой стоимости фондирования, показателей общей деловой активности и потребительского спроса.

Видится, что акцент инвесторам стоит делать на долгосрочную переоценку бумаг, а краткосрочные всплески на рынке рассматривать в качестве волатильности — это тоже возможности.

Трансформация экономики во времена подавляющей значимости внутренних ресурсов и технологий только стартовала. Если с экспортной составляющей ведется работа по нахождению рынков сбыта сырья вследствие возведения барьеров недружественными странами, то вопрос импорта уже несколько месяцев стоит остро и процесс импортозамещения не поспевает за внутренними потребностями.

Зато весомые части финансового рынка — долговой и валютный — пришли к некоторому равновесию. Ставилась задача — погасить волатильность и сбить девальвационные ожидания. По факту все решено: рубль на 5-летних максимумах, а индекс ОФЗ (RGBI) вернулся к значениям начала января 2022 г. На акции, очевидно, не хватает ресурсов и настроения.

В отсутствие широких инвестиционных альтернатив при снижающихся банковских ставках и падении инвалют со временем частные инвесторы могут обратить внимание и на подешевевшие акции. Главное, понимать перспективы, в том числе пути решения дивидендного вопроса.

Источник