Какой путь предстоит бывшему премьер-министру Великобритании

Во вторник 6 сентября уже бывший премьер-министр Борис Джонсон произнёс прощальную речь на ступенях Даунинг-стрит, 10. Скандальный политик подвёл своеобразные итоги своего премьерства, оставив британцев в определённом недоумении. Какое отношение ко всему этому имеет древнеримский диктатор Цинциннат и почему в британских СМИ заговорили о возможном возвращении Джонсона в большую политику? Разбираем ситуацию и перспективы в нашем материале.

Ушедший Борис Джонсон сделал загадочный намек на свое будущее

Прощальная речь: «Мы станем сильнее»

Покидая Даунинг-стрит, Джонсон произнёс речь, которая моментально стала разлетаться на цитаты как в британских, так и в мировых СМИ. И суть не только в масштабе события (Британия и мир теперь будут видеть в кресле премьер-министра совсем другого человека), но и в неоднозначных формулировках собственных планов экс-премьера на будущее.

Несомненно, Джонсон обратился к своей преемнице, Лиз Трасс, пообещав ей оказывать «самую горячую поддержку». Попутно Борис дал обещания, которые придётся теперь уже выполнять обновлённому кабинету министров совсем под другим руководством. В частности, прозвучали заверения о том, что правительство поможет семьям, испытывающим трудности из-за растущих счетов на электроэнергию.

Подчёркивая, что период его премьерства выпал на «трудное время для экономики, для семей по всей стране», позитивно настроенный Джонсон остался уверен, что Британия пройдёт через испытания. «Мы станем сильнее, – подчеркнул экс-премьер. – У нас останется экономическая сила, чтобы предоставлять людям средства, которые им необходимы, чтобы преодолеть этот энергетический кризис. Я знаю, что Лиз Трасс и отзывчивое правительство консерваторов сделает всё, что в наших силах, чтобы помочь людям пережить этот кризис. Наша страна преодолеет его».

Действительно ли Джонсон уверен в этом, или здесь сыграл момент сбрасывания камня с души – вопрос спорный, ведь во всех бедах утопающего в экономических проблемах Соединённого Королевства Джонсон обвинил не собственные недоработки, а, само собой, президента России: «Если Путин думает, что он может добиться успеха, шантажируя или запугивая британский народ, то он глубоко заблуждается».

И если других Джонсон готов порицать, то, говоря о достижениях собственного кабинета, он видит лишь достоинства. Так, особое внимание ушедшим премьером было уделено борьбе с COVID-19 (по всей видимости, события конца 2021 года были частью этой борьбы), внедрению вакцины и поддержке Украины. Не забыл Борис и о реформе социальной сферы, об обещаниях новых медсестёр, полиции и новых больницах. В общем, собрал всё то, за что его и критиковали, поскольку в каждой инициативе усматривали неточности.

Но самая любопытная часть спича наступила ближе к концу 8-минутного выступления. Борис Джонсон уподобил себя Луцию Квинкцию Цинциннату, заявив, что «возвращается к своему плугу».

Дело в том, что живший в VI-V вв. до нашей эры Цинциннат был призван римским сенатом стать диктатором для спасения Рима от наседавших врагов. В это время герой занимался земледелием на своей небольшой вилле, но оставил плуг, чтобы спасти государство. Победив неприятеля, он вскоре вернулся к сельскохозяйственной деятельности. Однако и во второй раз ему пришлось отрываться от сохи, когда вспыхнуло восстание плебеев. Тогда Цинцинната вновь призвали в диктаторы.

Что конкретно бывший премьер-министр имел в виду, вспоминая о древнеримском персонаже, – осталось загадкой, которую моментально и начали разгадывать в СМИ. Ухватившись за это сравнение, все стали вспоминать, что подобный ход уже был использован Джонсоном на посту мэра Лондона. Само собой, комментаторы единодушно стали усматривать в такой аллюзии попытку вернуться на пост премьер-министра в будущем.

Еще одним поводом для разгадок джонсоновских ребусов стала и другая фраза. «Позвольте мне сказать, что сейчас я похож на одну из тех ракет-носителей, которая выполнила свою функцию, и теперь я мягко войду в атмосферу и незаметно приземлюсь в каком-нибудь отдалённом и малоизвестном уголке Тихого океана», – произнёс Джонсон.

Возможно, подобно тому же Цинциннату, он хочет пересидеть смутные времена где-нибудь в спокойном месте, а потом вернуться на вершину политического Олимпа.

Поблагодарив британский народ (а также свою собаку и кошку с Даунинг-стрит) и поддержав Лиз Трасс и её новое правительство, Джонсон направился в шотландский замок Балморал на встречу с королевой, чтобы уже официально закрепить свою отставку.

А многочисленные наблюдатели остались гадать, чем же будет заниматься бывший глава правительства.

От премьера Джонсона до мэра Джонсонюка

Ни для кого не секрет, что экс-премьер стал хорошим другом Владимира Зеленского и одним из ближайших союзников Украины. Это проявлялось не только в частых и тесных контактах, но и в наделении Джонсона то ли прозвищем, то ли фамилией «Джонсонюк». А уж вслед за этим поступило предложение стать мэром Одессы, что как-то печально напоминало о Михаиле Саакашвили, который занимал какое-то время ту же должность. Во всяком случае, британскому премьеру присвоили звание почетного одессита.

Как отмечали украинские издания, Джонсон с благодарностью принял это предложение, но официально, конечно, никакого подтверждения от самого политика не поступило.

Более того, украинцы настолько прониклись Борисом, что некоторые граждане Незалежной потребовали назначить его не просто на локальное и не столь заметное на глобальном уровне место, а сразу наделить полномочиям премьер-министра страны. И это можно было бы счесть за шутку, однако на сайте президента Украины появилась петиция о выдаче бывшему главе правительства Великобритании украинского гражданства.

Почему бы тогда Джонсону и не рассмотреть такой вариант? Все шансы у «казака Бориса Чуприны» (еще одно имя, присвоенное британцу на Украине) вполне есть, учитывая и его антироссийскую политику. Правда, вопрос – насколько подобное назначение соответствует украинским законам. Да и сомнительно, чтобы сам бывший британский премьер так уж рвался за должностью в Киеве.

От мемов до мемуаров

Но если предыдущий вариант из разряда фантастики, то вот написание книг Джонсоном – один из самых реальных и наиболее часто рассматриваемых британцами вариантов будущей деятельности экс-главы правительства.

Несмотря на то, что никто из британских премьеров не породил такое количество забавных мемов, как он, он зарекомендовал себя не только «политиком-шутом», но и вполне состоявшимся автором бестселлеров в жанре нон-фикшн (можно вспомнить, к примеру, его книгу «Лондон по Джонсону»).

Как отмечает The Guardian, находясь на скамейке запасных, Джонсон сможет теперь получать внешний доход, который был закрыт ранее для него как для члена правительства.

Действительно большие суммы, пишет британское издание, могут поступить отставному политику от публичных выступлений. Джонсон в прошлом пользовался популярностью на корпоративных мероприятиях, зарабатывая до 100 тысяч фунтов стерлингов (примерно 7 миллионов рублей – «МК») за раз.

Но Джонсон может зарабатывать и больше, особенно на зарубежных изданиях собственных книг. На них –  будь то долгожданный трактат Джонсона о Шекспире или даже чрезвычайно прибыльные мемуары – можно выручить гораздо больше денег, чем от публичных выступлений. Хотя, возможно, мемуары  для человека, который планирует вернуться в большую политику, писать пока слишком рано.

Тем не менее, издание Telegraph намекнуло о выходе книги мемуаров Джонсона уже к Рождеству. В Вестминстере называют Бориса «первоклассным писателем» и говорят, что пишет он «довольно быстро», поэтому выход книги воспоминаний вполне вероятен.

Или снова премьер?

Однако возможный вариант возвращения на премьерский пост – один из самых популярных среди предположений о будущем ушедшего Джонсона. Несмотря на демонстрируемую им поддержку Лиз Трасс, обида экс-премьера на раннее сбрасывание его со счетов прослеживается почти в каждом выступлении. Он дал понять всем, что депутаты-консерваторы изгнали его преждевременно и несправедливо.

Один ближайший друг политика поделился с The Guardian мыслями насчет будущего Джонсона: «Он будет писать провокационные статьи, произносить интересные речи, на всём этом он заработает много денег. Я действительно думаю, что ему нравится идея устроить славное возвращение. в духе Черчилля (потерявший пост премьера в 1945-м сэр Уинстон вернулся в должность премьера в 1951 году – «МК»). Но есть ли у него на самом деле подобные планы, я не уверен».

Да и популярность у Джонсона (не считая популярности в мемах) среди всех британских избирателей, а не только среди членов партии тори, не так уж велика. Не сложно догадаться, что и репутация экс-премьера уже подмочена скандалами вроде «Патигейта». И самым лучшим итогом в этих дискуссиях стали слова ещё одного друга Джонсона, назвавшего стремление возвращения «бредом»: «Ему нужна терапия, если он думает, что сейчас стране нужен Борис на Даунинг-стрит, 10».

Но время, чтобы неприятный осадок у британцев исчез, у Джонсона есть. Так что, кто знает – не вернется ли он действительно когда-нибудь в кресло премьера.

Источник: www.mk.ru