Кто стоял у истоков русского в нашем быту, творчестве, архитектуре и культуре?

Как зародились эти традиции?

Расскажет эксперт по красоте и дизайну Татьяна Хилько — выпускница Международной Школы Дизайна и Британской Высшей Школы Дизайна, она рисует, участвует в коллаборациях и создает красоту.

Татьяна Хилько

«Русский стиль» или «А ля Рус» изначально сформировался в русской архитектуре в конце 19-го  — начале 20 веков, он базировался на русском национальном зодчестве еще допетровского времени и русского народного искусства, и, что важно, также перекликался с элементами старой византийской архитектуры.

Вспомним, что это направление возникло, как отражение определенной тенденции русского общества выразить себя в искусстве, прикладном искусстве, показать свои традиции, самобытность и собственную национальность, сделав очевидным для других культур, что является выражением русского народного духа и национальной культурой.

В период того времени Россия уже активно участвовала в национальных зарубежных выставках, и тогда у представителей гильдий купечества, в первую очередь, возникла интересная задача -транслировать через русские товары на международном рынке национальный русский стиль и русские ценности.

Любопытно, что конце 19-го века в Париже выставляются образцовые русские избы, наряду с другими российскими товарами. Считают, что именно этот момент можно назвать началом экспорта русского стиля и его развития. Однако, с другой стороны, из-за многообразия культур, понимание традиционного русского стиля становится достаточно сложным, так как он подразумевает и бревенчатые избы, и тканные рушники, и посуду в стиле хохлома и гжель, и кружева и шитье.

Желание познакомить Европу и Америку с русским искусством во всем его многообразии, и заставить Европу его практически полюбить, а также показать художественные тенденции России, двигало многими русскими деятелями в начале 20-го века.

Известный в истории пышный костюмированный бал в Зимнем дворце в честь 290-летия правления дома Романовых состоялся в 1903 году, на нем все гости были одеты в костюмы 17-го века. Роскошные снимки с бала и красивые костюмы, запечатлённые на них, в немалой степени способствовали знакомству европейцев с национальным русским костюмом.

Несколькими годами позже небезызвестный предприниматель и бизнесмен, антрепренер Дягилев организовал в Париже первый «Русский сезон», это была выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которая приятно удивила и любителей искусства, и критиков того времени. Парижане стали активно интересоваться русской культурой, что позволило позже привезти балетную труппу, сформированную из звезд отечественной сцены. Как известно, гастроли русского балета бесспорно покорили зарубежную публику.

Для выставки «Русский сезон» был сформирован и оформлен иллюстрированный каталог, экспозиция состояла из произведений русского искусства 18-го века — первой половины 19-го веков, а также новых тогда направлений, в основном символистов и модернистов.

Параллельно с дягилевскими сезонами, поддерживающими огромный спрос на «все русское», на западе стали появляться определенные вещи, например, предметы быта и интерьера, созданные по эскизам художников того времени, но в традициях настоящих русских крестьянских ремесел.

Как известно в «русских мастерских» Абрамцево под Москвой и в Талашкине под Смоленском работали русские художники, они создавали новый дизайн и видение, работая с традиционными крестьянскими промыслами, им мы обязаны созданию нового текстиля, мебели, посуде в стиле русских традиций. В итоге вышитые рушники и скатерти, салфетки с русскими узорами, столовые гарнитуры, изразцовые печи, занимали первые места и золотые медали на ежегодных выставках декоративно-прикладных искусств в Париже.

Возникший в эпоху модерна «русский стиль» и стал прообразом всех интерьерный декораций в духе «а ля Рус». Волна иммиграции после революции 1917 года продлила интерес к русскому стилю в Европе.

В 20-е и 30-е годы в арсенал модниц всего мира вновь входит такая деталь русского костюма, как кокошник. Далее русский кокошник и тиары «а ля кокошник», также реплики традиционного русского костюма активно использовали звезды немого кино в Голливуде.

Спустя несколько десятилетий, французские модельеры отразили русские мотивы в своих коллекциях, а русские модельеры (Вячеслов Зайцев, Денис Симачев, Ульяна Сергиенко) не далее, как лет 10-15, назад возвращались к русским мотивам в своих подиумных коллекциях.

Творчество и архитектура, черпает вдохновение в народных промыслах, традиции которых складывались веками. 

В России, на сегодняшний день, существует огромное количество промыслов, порядка 85-ти. Все чаще в домашних интерьерах встречаются отсылки к русскому стилю: павловские платки, гжель, хохлома, матрешки, дымковская игрушка, шкатулки Палеха, Федоскино и Жостовские подносы в декоре, мезенская роспись находит отражение в интерьере. Вологодское кружево радует своим видом на столах, оренбургские платки и торжокское золотое шитье интегрируются в быт, скань и великоустюжское чернение красуются на полках и комодах. В наше время мы возвращаемся к русскому стилю снова и черпаем там вдохновение для красивых и аутентичных интерьеров, особенно если речь идёт о загородных домах, банях, домиках или гостевых домиках.

Русский стиль в интерьере раскрывает глубину русского духа, его самобытность, колорит, силу.

Основные элементы стиля совсем несложные: полы из досок, с раскинутыми небрежно тканные или вязанные разными нитками половички-дорожки, потолки из балок с открытой фактурой дерева или небрежно беленые, полочки фактурные, а на них ковши с росписью, берестяные туеса, деревянные расписанные горшочки и ложки. Окнам обрамляют наличники с резными узорами, а на них развеваются вышитые занавески на окнах, вторящие им столы и сундуки-комоды с вышитыми скатертями, затейливые рушники у умывальника.

Что добавить в интерьер для создания русского стиля и убранства?

Посмотрим на основные десять важных элементов.

Цветочный, яркий колорит хохломы, мезенская живопись со своими узнаваемыми орнаментами. Так сложилось, что красный цвет (красивый) традиционно ассоциируется с русскими убранствами. Дополнят интерьер декоративные диванные подушки с цветочным узором, глиняная посуда, деревянные шкатулки, ложки расписанные цветами и птицами, зеркала, расписанные узорными лошадками.

Татьяна Хилько

Узнаваемый мотив гжели на сложенной печи и сине-белая роспись фарфоровой посуды и текстиля выгодно дополнит помещение в светлых тонах. Красиво смотрятся тарелки в стилистике гжель за стеклянными дверцами буфета. Тканевые абажуры ламп создают уют в гостиной, вышитые, а уют дополняют вышитые руками узоры на занавесках.

гжель

Матрешки, разделочные доски, обереги, лапти, берестяные изделия, дымковская свистулька, подносы, самовар на полках и как элементы росписи на поверхностях, обоях, посуде. Кроме того, комнату украсит  и согреет посуда под хохлому.

матрешки

Древесина и круглые бревна сруба — популярный материал русского стиля: двери и оконные ставни с искусной резьбой, предметы мебели и фигурки.

сруб

Шикарная льняная скатерть уместна в столовой или гостиной, а кружевные салфетки дополнят комод или тумбы. Занавески на окнах легкие однотонные или с мелким цветочным узором.

скатерть

Можно, используя павлопосадские платки или мотивы русской живописи, вдохнуть новую жизнь в диваны и кресла, и стулья, используя их как покрывала или новую обивку.

платки

Отдельный декоративный элемент интерьера — это зеркало, его можно оформить в деревянную или металлическую раму с резными витыми деталями. Эффектно выглядит стилизованная под старину или расписанная под гжель, хохлому или под Жостово.

жостов

Можно стилизовать предметы или приобретать настоящий антиквариат: деревянные сундуки, ухваты, прялки, полки и шкафчики.

антиквариат

В интерьере больших помещений традиционная печь, камин или очаг служит главным стилеобразующим элементом. Особенная стилизованная росписью.

роспись

Традиционные орнаменты – хохлома, гжель, мезенская, городецкая, жостовская роспись в современной интерпретации могут выглядеть невероятно стильно, придавая интерьеру неповторимый колорит. Палех и Финифть можно использовать, как элементы для украшения каминов.

палех

С созерцанием красоты,

 Татьяна