Свидетелями опасного инцидента стали репортеры Си-эн-эн

Китайский истребитель вступил в конфронтацию с разведывательным самолетом ВМС США в условиях нарастания напряженности в Южно-Китайском море,

Американский самолет-разведчик спровоцировал конфронтацию с китайским истребителем

Разведывательный самолет ВМС США пролетал на высоте 21 500 футов над Южно-Китайским морем, в 30 милях от спорных Парасельских островов, группы из примерно 130 небольших атоллов, на самых больших из которых расположены китайские военные базы.

Голос, сообщивший, что он доносится из аэропорта Народно-освободительной армии (НОАК), потрескивал по радио в самолете P-8 Poseidon ВМС США, когда съемочная группа CNN, получившая редкий доступ на борту самолета, слушала его.

«Американский самолет. Воздушное пространство Китая составляет 12 морских миль. Больше не приближайтесь, или вы несете всю ответственность», – было передано китайской стороной.

Через несколько минут, сообщает CNN, китайский истребитель, вооруженный ракетами класса «воздух-воздух», перехватил американский самолет, расположившись всего в 500 футах от его левого борта.

Китайский истребитель был так близко, что съемочная группа CNN могла видеть, как пилоты поворачивают головы, чтобы посмотреть на них, и могла разглядеть красную звезду на хвостовом оперении и ракеты, которыми он был вооружен.

Лейтенант Никки Слотер, пилот американского самолета, приветствовал двухместный двухмоторный самолет Народно-освободительной армии Китая (НОАК): «Истребитель НОАК, это P-8A ВМС США … Я снял вас со своего левого фланга и намерен двигаться на запад. Я прошу вас сделать то же самое, прием».

Ответа от китайского истребителя, который сопровождал американский самолет в течение 15 минут, прежде чем отвернуть, не поступило, утверждает CNN.

Для съемочной группы CNN на борту американского самолета этот инцидент стал самым ярким свидетельством напряженности, назревающей в Южно-Китайском море и между США и Китаем.

Командующий этой миссией ВМС США придерживается другого мнения. «Я бы сказал, что это еще один пятничный день в Южно-Китайском море», — сказал съемочной группе CNN Марк Хайнс.

За последние несколько лет Южно-Китайское море превратилось в главную потенциальную горячую точку в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Острова в нем, такие как Парасельские острова, вблизи которого в пятницу был перехвачен самолет ВМС США, являются предметом частично перекрывающихся территориальных претензий со стороны Китая, Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Брунея и Тайваня.

По данным Центра стратегических и международных исследований (CSIS) China Power Project, стратегический водный путь не только содержит огромные запасы рыбы, нефти и газа, но и через него проходит около трети мировых перевозок на сумму около 3,4 трлн долларов в 2016 году.

Как напоминает CNN, Китай претендует на историческую юрисдикцию почти над всем бескрайним морем и с 2014 года превратил крошечные рифы и песчаные отмели в искусственные острова, сильно укрепленные ракетами, взлетно–посадочными полосами и системами вооружения, что вызвало протест со стороны других претендентов.

Парасельские острова, называемые Китаем островами Сиша, находятся в северной части Южно-Китайского моря, к востоку от Дананга (Вьетнам) и к югу от китайского острова Хайнань.

Острова не имеют коренного населения,на них находятся только китайские военные гарнизоны численностью 1400 человек, согласно справочнику ЦРУ. Их окружает 12 морских миль воздушного пространства, на которое Китай претендовал как на свое собственное в пятницу – требование, которое Вашингтон не признает.

Далеко на юго-востоке находится цепь островов Спратли, всего в 186 милях от филиппинского острова Палаван. В 2016 году по делу, возбужденному Филиппинами, международный трибунал в Гааге постановил, что претензии Китая на исторические права на большую часть моря не имеют юридической основы. Но Пекин отклонил решение трибунала и продолжил наращивание военной мощи, строя базы на островах Спратли, которые он называет островами Нанша.

Китай также проводит регулярные военные учения на большей части Южно–Китайского моря и поддерживает значительное присутствие береговой охраны и рыболовецких судов в спорных водах, что часто разжигало напряженность в отношениях с его соседями, отмечает CNN.

В пятницу, пролетая вблизи Филиппин, P-8 ВМС США заметил эсминец с управляемыми ракетами ВМС НОАК и снизился примерно на 1000 футов, чтобы рассмотреть его поближе, что принесло еще больше предупреждений от НОАК.

«Американский самолет. Американский самолет. Это военный корабль 173 ВМС Китая. Вы приближаетесь ко мне на малой высоте. Подвердите свое намерение», — раздается голос по радио американского самолета.

173-й военный корабль НОАК — это эсминец «Чанша», вероятно, вооруженный десятками ракет класса «земля-воздух», отмечает CNN.

Американский самолет будет держаться на безопасном расстоянии, отвечает его пилот, лейтенант Слотер.

«Американский самолет. Американский самолет. Это военный корабль 173 ВМС Китая. Вы явно подвергаете опасности мою безопасность. Вы явно подвергаете опасности мою безопасность», – заявили на китайском корабле.

«Я военный самолет Соединенных Штатов. Я буду держаться на безопасном расстоянии от вашего объекта», – ответил пилот Слотер, и миссия американского самолета продолжилась.

Военно-морской флот США заявляет, что эти миссии являются рутинными. По словам Пентагона, американские суда и самолеты регулярно совершают полеты там, где это позволяет международное право. Но Китай утверждает, что присутствие США в Южно-Китайском море — это то, что подпитывает напряженность.

Когда в ноябре американский крейсер с управляемыми ракетами прошел вблизи островов Спратли, НОАК заявила, что такие действия “серьезно ущемляют суверенитет и безопасность Китая” и являются “неопровержимым доказательством того, что США стремятся к морской гегемонии и милитаризируют Южно-Китайское море”.

ВМС США заявили, что американский крейсер провел операцию “в соответствии с международным правом, а затем продолжил проводить обычные операции в водах, где действуют свободы открытого моря”.

Источник: www.mk.ru