Королева Виктория (1819-1901), одна из самых знаковых в истории монархов, правила более 60 лет. 

Она была императрицей самой большой в мире империи, и ее имя обозначает целую эпоху британской истории. Здесь мы представляем вам восемь удивительных фактов о ней …

Королева Виктория в коронационных одеждах.

Пятое место на троне, Виктория никогда не ожидала быть королевой. Тем не менее, после смерти ее дяди, короля Вильяма IV, она сменила его на посту в 18 лет. Ее помнят за ее правление, которое длилось более шести десятилетий, наблюдая за расширением Британской империи в течение почти 64 лет.

 Вот восемь фактов, которые вы должны знать о миниатюрном монархе — от ее знаменитой любви и скорби по своему мужу принцу Саксен-Кобургскому Альберту до многочисленных покушений на ее жизнь …

Королева Виктория: биография

Родилась 24 мая 1819 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне (Александрина Виктория)

Умерла 22 января 1901 года в возрасте 81 года

Родители: Эдвард (четвертый сын короля Георга III) и Виктория, герцог и герцогиня Кентская

Супруг: принц Саксен-Кобург-Гота

Дети: у королевы Виктории и принца Альберта было девять детей, пять дочерей и четыре сына. Старшей была принцесса Виктория, а младшей была принцесса Беатрис

Причина смерти: Виктория скончалась в доме Осборна на острове Уайт в возрасте 81 года после серии инсультов.

Преемник: ее старший сын, Эдвард VII (Альберт Эдвард) (1841–1910)

Ей было всего 18 лет, когда она стала королевой

Я вошла в свою гостиную (только в халате) одна и увидела их. Затем лорд Конингхэм сообщил мне, что моего бедного дяди, короля, больше нет, и он умер в двенадцать минут третьего утра и, поэтому я стала королевой.

Вот как Виктория вспомнила тот момент, который навсегда изменит ее жизнь. 20 июня 1837 года в 6 часов утра юную принцесу разбудили с постели, чтобы сообщить, что ее дядя, король Вильгельм IV, умер ночью. Это означало, что Виктория, которой тогда было всего 18 лет, была теперь королевой Англии.

Хотя это было шоком, Виктория восприняла новость крайне стоически. Несмотря на молодой возраст, она оставалась спокойной и не нуждалась в пахнущих солях, которые ее гувернантка приготовила для нее. Во время ее первой встречи с ее секретным советом всего несколько часов спустя новые министры Виктории возвышались над ней. 11 лет ей приходилось садиться на поднятую платформу, чтобы ее можно было увидеть. Однако Виктории не хватало роста, она восполнила решимость и быстро произвела благоприятное впечатление.

Хотя Виктория с огромной уверенностью исполняла свои королевские обязанности, она не всегда была предназначена для престола. Когда в 1819 году родилась принцесса, шансы на то, чтобы она стала королевой, казались очень далекими.

Будучи единственным ребенком четвертого сына короля Георга III, Эдварда, герцога Кента, она была пятой в очереди на престол. Однако к тому времени, когда Виктория достигла подросткового возраста, смерть ее отца, его братьев и любых других законных наследников оставила юную принцессу ближайшим выжившим наследником короля Вильгельма IV.

Портрет молодой королевы Виктории

У нее было несчастное детство

Виктория провела годы своего становления в Кенсингтонском дворце, где она родилась в мае 1819 года. Однако во многих отношениях дворец оказался тюрьмой для принцессы, и ее детство там было далеко не радужным.

После смерти отца от пневмонии, когда ей было всего восемь месяцев, в ранней жизни Виктории преобладали ее мать, герцогиня Кентская и ее амбициозный советник сэр Джон Конрой. Стремясь утвердить себя в качестве власти за троном в случае Регентства (когда мать Виктории будет править с ней, если она присоединится, будучи еще несовершеннолетней), Конрой стремился сохранить жесткий контроль над принцессой. И он, и герцогиня имели враждебные отношения с дядей Виктории, королем Уильямом, и, следовательно, держали Викторию изолированной от королевского двора, даже не позволяя ей присутствовать на коронации дяди.

Пара наложила устрашающий кодекс дисциплины на молодую Викторию, которая стала известна как «система Кенсингтона» . Наряду со строгим расписанием уроков, чтобы улучшить свою моральную и интеллектуальную строгость, этот устрашающий режим диктовал, чтобы принцесса почти не проводила время с другими детьми и находилась под постоянным наблюдением взрослых. Вплоть до того, как она стала королевой, Виктория была вынуждена жить в одной спальне со своей матерью. Ей было запрещено оставаться в одиночестве или даже спускаться по лестнице, когда кто-то не держал ее за руку.

Королева Виктория в детстве

Позже Виктория размышляла о том, что «вела очень несчастную жизнь в детстве… и не знала, что такое счастливая домашняя жизнь». Она сохранила глубоко укоренившуюся ненависть к Джону Конрою за то, что он манипулировал ее матерью и навязывал ей такие жесткие правила, позже описывая его как «воплощение демона».

После того, как она стала королевой, Виктория смогла освободиться от клаустрофобной хватки Конрой и ее матери. Ее отношения с матерью в течение многих лет оставались напряженными и далекими, и она ограничивала влияние Конроя при дворе. Спустя всего два года после того, как Виктория заняла трон, он оставил свой пост и уехал в Италию в позоре и скандале.

Она говорила на нескольких языках 

Возможно, отчасти из-за ее строгого обучения по «системе Кенсингтона», Виктория показала себя замечательным лингвистом. Она свободно говорила по-английски и по-немецки, а также говорила на французском, итальянском и латыни.

Поскольку ее мать и гувернантка родом из Германии, Виктория росла, разговаривая на этом языке, и на одном этапе, по сообщениям, даже имел немецкий акцент, который должен был стереть наставник. Когда она позже вышла замуж за своего немецкого двоюродного брата, принца Саксен-Кобургского и Готского Альберта, пара регулярно говорила по-немецки. 

Хотя Альберт свободно говорил по-английски, его и Викторию часто можно было услышать, когда они разговаривали и даже спорили по-немецки.

Позже, Виктория также экспериментировала с некоторыми экзотическими языками со всей своей обширной империи. После прибытия индийских слуг в Виндзорский замок в августе 1887 года ее любимый индийский слуга Абдул Карим обучал ее фразам хиндустани и урду. Королева записала в своем дневнике: «Я учу несколько слов хиндустани, чтобы поговорить со своими слугами. Меня очень интересуют как язык, так и люди, с которыми я никогда прежде не сталкивался ».

Ее отношения с премьер-министрами не всегда были легкими

В течение шести десятилетий, когда она восседала на троне, Виктория видела, как приходят и уходят многие премьер-министры. Тем не менее, в то время как она установила удивительно тесную связь с некоторыми, другие не смогли эффектно завоевать ее благосклонность.

Первый премьер-министр Виктории, лорд Мельбурн, с самого начала стремился льстить, обучать и влиять на молодую королеву. Пара была так близка, что Виктория утверждала, что любит его «как отца». Однако эта интенсивная дружба с «Лордом М» сделала королеву непопулярной среди многих — ее критиковали за то, что она была политически пристрастной, и даже насмешливо называли ее «миссис Мельбурн». Позже, во время своего правления, Бенджамин Дизраэли также сделал все возможное, чтобы заслужить благосклонность Виктории с помощью обаяния и лести. Его тактика явно сработала, поскольку королева сказала своей старшей дочери [также по имени Виктория], что он «очень хорошо справится» и «полон поэзии, романтики и рыцарства».

Другие министры, однако, получили гораздо менее восторженный ответ от ее величества: она нашла лорда Джона Рассела упрямым и грубым и назвала лорда Пальмерстоуна «ужасным стариком». Будучи министром иностранных дел, Палмерстоун вызывала гнев Виктории, игнорируя предложенные Альбертом поправки к отправкам и, очевидно, пытаясь соблазнить одну из ее фрейлин. 

Виктория обнаружила, что Гладстон так же бесится, и своим характерным острым языком отвергает его как «полусумасшедшего и во многих отношениях смешного, дикого и непостижимого старого фанатика»

Она была известна как «бабушка Европы»

В течение их 21-летнего брака Виктория и Альберт воспитывали вместе девять детей . В качестве средства расширения британского влияния и формирования международной преданности несколько их сыновей и дочерей были женаты в различных европейских монархиях, и всего за пару поколений потомки Виктории были разбросаны по всему континенту. Ее 42 внука можно было найти в королевских семьях Германии, России, Греции, Румынии, Швеции, Норвегии и Испании.

Воюющие короли Первой мировой войны Кайзер Вильгельм (из Германии), Царь Александр (из России) и Георг V (из Великобритании) были внуками Виктории. Кайзер Вильгельм, как сообщается, заметил, что, если бы его бабушка была еще жива, Первая мировая война, возможно, никогда бы не произошла, поскольку она просто не позволила бы своим родственникам вступать в войну друг с другом.

Широкое влияние Виктории имело неожиданные генетические, а также политические последствия для европейских монархий. Считается, что королева была носителем гемофилии и невольно ввела редкое наследственное заболевание в свою родословную. В течение последующих поколений эти последствия всплыли в королевских семьях по всему континенту. В век ограниченных медицинских учреждений гемофилия, которая влияет на способность крови к свертыванию, может иметь катастрофические последствия. 

Собственный сын Виктории Леопольд страдал от этой болезни и умер в возрасте 30 лет после того, как он поскользнулся и упал, вызвав кровоизлияние в мозг. Трое внуков королевы также страдали от этой болезни, как и ее правнук, убитый наследник русского престола, царевич Алексей.

Она пережила как минимум шесть покушений

В течение своего 63-летнего правления Виктория осталась невредимой по крайней мере от шести серьезных покушений на ее жизнь, некоторые из которых были ужасно близкими.

В июне 1840 года, когда она была на четвертом месяце беременности своим первым ребенком, Виктория была обстреляна во время вечерней прогулки с принцем Альбертом. На мгновение показалось, что королева пострадала, но Альберт велел водителю ускориться, и потенциальный убийца Эдвард Оксфорд был задержан.

Оксфорд, который впоследствии был оправдан по причине безумия, оказался первым из многих, кто напал на королеву, когда она ехала в своей открытой коляске. В 1850 году, когда карета замедлилась, чтобы проехать через ворота Букингемского дворца, отставной солдат Роберт Пэйт побежал вперед и сумел ударить королеву по голове маленькой тростью. Хотя оказалось, что трость весила менее трех унций, поэтому не мог нанести большого ущерба, инцидент, тем не менее, обеспокоил Викторию. В 1842, 1849 и 1872 годах она избежала еще нескольких попыток убийства, когда ехала в своем экипаже.

Виктория также была печально известна как преследователь — известный подросток, известный в газетах как «Мальчик Джонс». Между 1838 и 1841 годами Эдвард Джонс несколько раз врывался в Букингемский дворец, прячась под диваном королевы, сидя на троне и, как сообщается, даже крал нижнее белье, прежде чем был пойман.

Она оплакивала принца Альберта в течение 40 лет

14 декабря 1861 года Виктории была потрясена смертью ее любимого мужа Альберта. Поскольку принцу было всего 42 года, и в целом он имел хорошее здоровье, его смерть от тифа была весьма неожиданной. Это стало огромным ударом для королевы, которая сильно зависела от его поддержки, как в политическом, так и в эмоциональном плане.

После смерти Альберта Виктория отступила от общественной жизни, приняв тщательно продуманные траурные ритуалы, которые быстро стали навязчивыми. Со временем ситуация начала выходить из-под контроля, когда стало ясно, что траурный период королевы будет длиться намного дольше, чем два года, которые диктовала конвенция. Поглощенная горем, Виктория впала в состояние депрессии и начала пренебрегать своими королевскими обязанностями. 

Поскольку она неоднократно отказывалась принимать участие в публичных мероприятиях, ее популярность стала ухудшаться. Британцы начали терять терпение со своей королевой, спрашивая, что «Вдова Виндзора» сделала, чтобы заработать ее королевский доход. Лишь в 1870-х годах Виктория вернулась к постепенному участию в общественной жизни.

Несмотря на прошедшие десятилетия, Виктория так и не оправилась от потери Альберта. Хотя у нее были другие близкие отношения — особенно близкая дружба со своим шотландским слугой Джоном Брауном — она ​​никогда не вступала в повторный брак. Она продолжала носить черное и спать рядом с изображением Альберта, и она даже выкладывала ему комплект одежды каждое утро вплоть до своей собственной смерти 40 лет спустя в 1901 году.

Королева Виктория и ее муж, принц Альберт

Виктория была похоронена с прядью волос Джона Брауна

Королева Виктория умерла в возрасте 81 года 22 января 1901 года. Королева отказалась от бальзамирования, поэтому часть подготовки, которая последовала за ее смертью, включала подготовку гроба для борьбы с запахом и впитывания влаги, разбрасывая уголь по всему полу. Священник королевы также отрезал ей волосы, одел ее в белый шелковый халат с подвязкой и звездой и надел на лицо ее свадебную фату, прежде чем вызвать членов семьи королевы — королевских князей, кайзера и нового короля, Эдуарда VII — чтобы положить ее тело в гроб.

Затем семья удалилась, оставив персонал для выполнения секретных инструкций королевы, которые никогда не были раскрыты ее детям. Обручальное кольцо матери ее личного слуги Джона Брауна было надето на ее палец; рядом с ней лежали фотография Брауна и прядь его волос, а также карманный платок Брауна, тщательно скрытый от глаз.

Королева была похоронена рядом со своим любимым принцем Альбертом 4 февраля 1901 года в мавзолее, который королева построила для своего мужа в Фрогморе, прилегающем к Виндзорскому замку.