Потенциальное включение клубов с присоединённых к Российской Федерации территорий — ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей — в российские футбольные турниры — важная тема последних недель. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что договорённость между правительством и РФС достигнута. Поэтому с сезона-2023/2024 некоторые команды могут быть интегрированы в одну из лиг.
Говоря откровенно, о командах с этих территорий, наверное, говорить ещё рано. А вот с Крымом вопрос уже должен решится максимум до конца года.
Напомним, что в конце августа именно там, в Евпатории, состоялся первый футбольный форум «Содружество». И именно тогда было заявлено о том, что как минимум две команды вполне могут быть заявлены для участия во второй по силе дивизион страны — Футбольную национальную лигу (ФНЛ) предыдущий аналог первой лиге.
— Есть решение о создании рабочей группы по изучению состояния футбольных клубов Крыма и Севастополя. Состав будет определен в ближайшее время, — сказал исполняющий обязанности главы ФНЛ, которая курирует команды первого и второго дивизионов Наиль Измайлов — клубы Крыма и Севастополя будут приняты в ФНЛ при условии прохождения ими всех необходимых условий лицензирования.
Но главный вопрос — какие будут последствия. Ранее УЕФА предупреждал, что включение команд из Крыма в состав соревнований РФС — нарушение всех регламентов и устава. И это грозит баном всему российскому футболу. Аналогичной позиции придерживается и ФИФА.
Но давайте разберемся, а что же нас ждет, если мы пойдём до конца и интегрируем всё же крымские клубы в российский футбол? Могут ли нас вообще исключить из международной и европейской федераций футбола? Сейчас напомним, наше членство там «временно приостановлено».
Так вот, по ныне существующей юридической шкале решение об исключении может быть принято только в исключительных случаях,
Первое — это невыполнение финансовых обязательств в отношении ФИФА; второе — серьёзное нарушение устава, регламентов, решений или морального кодекса организации. То есть это оценочные критерии.
Серьёзных оснований для исключения нет. Но ко второму пункту можно притянуть почти любой вопрос, как они делают по другим аспектам притеснения российского футбола. С их точки зрения Крым — спорная территория. И пока Украина выступает против участия крымских команд в российских первенствах, их вступление во второй и первой лигах, а тем более в Премьер-лиге, будет жестко пресекаться мировыми футбольными чиновниками.
Так что, принять Крым, вернее команды полуострова в чемпионат России — это значит пойти на прямой конфликт с ФИФА и УЕФА, это фактический разрыв отношений и, как следствие, жесткая футбольная изоляция.
Сейчас членство в УЕФА и ФИФА только приостановлено, а тут могут и исключить. Хотя есть разные мнения, но давайте говорить прямо — хуже уже, скорее всего, не будет. Ещё раз. Сейчас наше участие в основных международных соревнованиях приостановлено до дальнейшего рассмотрения данного вопроса. А когда оно будет и будет ли вообще — никто не знает.
Все решения в адрес российского футбола сейчас политические, а не юридические.
Давайте допустим худший вариант, и сборную России исключили из международных футбольных организаций. Чего мы лишимся? Главное — запрет на проведение товарищеских матчей сборной и клубов, невозможность участия в международном трансферном окне. И что?
Правда, те, кто ещё на что-то надеется (в плане возвращения на международную арену), утверждает, что на практике исключение из ФИФА значит, крушение всей контрактной системы в российском футболе. Все игроки из «Спартака», «Зенита», ЦСКА и все-всех клубов лишаются профессионального статуса и могут покинуть свои команды в любой момент.
А сейчас какая ситуация? Легионерам практически то же самое уже разрешили. И что? Кто-то уехал, а кто захотел — остался и подписал длинные контракты. И что мешает принять внутреннее законодательство по контрактам?
Тем более все знакомы между собой: президенты клубов, агенты, главные тренеры. Они сильно востребованы за рубежом? Нет. Кто захочет, уедет и так. Договориться могут всегда и без ФИФА с УЕФА.
В советском футболе вообще никаких контрактов не было. Зато десятилетиями за СССР был закреплён пост вице-президента этой организации. На иностранцев будет давление? Ну уедет ещё кто-то. Но учитывая, те суммы, что получают, например, южноамериканцы в «Зените» или ЦСКА, то им будет на это давление начхать.
В Европе им таких денег не дадут. Да и прямо говоря, не такого они уровня, чтобы играть в ведущих командах Старого Света, а во второй эшелон зачем идти? Когда тут и отношение, и деньги — другие. В свои чемпионаты (Колумбии, Бразилии и так далее) они тоже всегда вернутся.
Так что ситуация с официальным исключением и нынешним «подвешенным» за одно место состоянием, принципиальной разницы — не имеет. Унижений только больше. Да и деньги в ФИФА и УЕФА продолжаем отчислять. Нехило там чиновники устроились. А на матчи отбора на Евро-2024 года, нашу сборную уже не допустили.
Что там ещё грозит? Отсутствие любых даже товарищеских матчей на уровне национальных команд? Ну, сейчас же сыграли с Кыргызстаном. 16 и 19 ноября будет ещё пара матчей. В принципе, даже после отстранения официально ФИФА или УЕФА запретить такие матчи не может.
«Давить» может. Но опять же, ещё практически сто лет назад в 20-х годах прошлого века, когда молодая Советская республика была в ещё большей изоляции, сборная Турция приезжала и играла с нашей командой и принимала её у себя. Иногда она называлась типа «сборная клубов» или «сборная Стамбула». Также действовали и некоторые сборные других стран.
Так что, и тут выход вполне находится. Просто уже пора диктовать свои условия и «играть первым номером». А все эти выжидания и половинчатые шаги только усугубляют ситуацию. И решения по крымским командам должно быть однозначным: их обязаны принять в российскую футбольную семью. Решение ожидается в течение месяца.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.