Роботам-доставщикам теперь лучше не подъезжать к Курчатовскому институту в Москве

Силовики и правоохранители смогут при необходимости уничтожать любые беспилотные аппараты: не только летающие в воздухе, но и двигающиеся по земле и ползающие под землей, плавающие по воде и под водой. Законопроект, который расширяет полномочия ФСБ, ФСО, СВР, Росгвардии и МВД в этом вопросе, внесен в Госдуму как раз в тот день, когда, по сообщениям соцсетей, обломки беспилотника были найдены на территории Новой Москвы.

Смерть беспилотникам: летающие, ползающие и плавающие разрешат уничтожать по закону

Авторы инициативы, единороссы Александр Хинштейн, Василий Пискарев, Эдуард Валеев и Анатолий Выборный, напоминают, что в 2019 году, то есть ещё задолго до начала специальной военной операции, был принят закон, который наделил ряд силовых ведомств России (Росгвардии, МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСИН) полномочиями «по пресечению полетов беспилотных летательных аппаратов», то есть подавлению сигналов дистанционного управления беспилотников, а при необходимости и его уничтожению. Тогда это объяснялось угрозой применения беспилотников для совершения терактов, доставки взрывных устройств, оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, нарушения работы важных государственных и критически важных объектов. А ещё дроны использовались для передачи запрещенных предметов вроде мобильных телефонов или наркотиков осужденным.

Жизнь «показала несомненную актуальность и своевременность» тех решений, особенно в условиях специальной военной операции, говорится в пояснительной записке к внесенному в Госдуму законопроекту. Приводится  и статистика. При охране Курской и Запорожской АЭС Росгвардия ежесуточно фиксирует и подавляет от 5 до 9 сигналов дистанционного управления беспилотников. Только в зоне СВО с февраля прошлого года подразделения  Росгвардии обнаружили 2 585 БПЛА и 1 339 мест их запуска, «посредством подавления сигналов дистанционного управления пресечено 298 БПЛА и отдано 372 ложных целеуказания». ФСИН в 2022 году зафиксировала 81 попытку пролетов беспилотников над территорией следственных изоляторов, колоний и тюрем (только зафиксировала или пресекла их деятельность — не уточняется). ФСО в том же году пресекла 208 полетов беспилотников над охраняемыми объектами… 

Но в последние время возникла реальная угроза применения не только летающих робототехнических комплексов, но и морских (надводных и подводных), наземных, подземных «в террористических и военных целях», а случаи их проникновения зафиксированы уже и на территории России, напоминает пояснительная записка: в ноябре 2022 года президент Украины Владимир Зеленский официально объявил о намерении создать флот морских беспилотных аппаратов, правительство Бельгии одобрило передачу Украине беспилотных подводных аппаратов и заявило об обучении военнослужащих ВСУ управлению подводными дронами. 

В связи с вышеизложенным предлагается расширить соответствующие полномочия российских правоохранительных и силовых ведомств и структур, и дать им право пресекать деятельность не только летающих дронов, но и всех других видов беспилотников.

Изменения потребуется внести в 8 действующих федеральных законов.

Органы исполнения наказаний смогут подавлять или преобразовывать сигналы дистанционного управления беспилотниками над территорией изоляторов или колоний, и вблизи них. Крайний вариант — повреждение или уничтожение объектов. Как и кем будет приниматься решение о «пресечении» — потом определят ФСИН и Минюст.

В законах о федеральной службе безопасности, о внешней разведке, о войсках Росгвардии, о госохране нечто подобное пропишут для ФСБ, СВР и ФСО, и росгвардейцев. Порядок принятия решений о пресечении деятельности любых беспилотников, а также перечень должностных лиц, которые такого рода решения будут вправе принимать, потом установят руководители этих спецслужб.

В случае с ведомственной охраной (она есть у ряда федеральных и региональных ведомств и структур вроде Центробанка и правительства Москвы и у крупных госкорпораций вроде Росатома или РЖД) — порядок принятий решений о борьбе с беспилотниками пропишет глава соответствующего органа власти.

Закон «О полиции» и сейчас разрешает сотрудникам полиции использовать техсредства, включая аудио-, фото- и видеофиксацию для «документирования обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах», и фиксации действий сотрудников полиции при исполнении возложенных на них полномочий. Теперь же перечень разрешенных к использованию техсредств включат и беспилотники любых видов. Использовать их можно будет и ради «обеспечения общественной безопасности и антитеррористической защищенности». А потенциально опасные чужие беспилотники предписано пресекать и уничтожать.

Ещё один закон, который надо будет поправить — «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». Главное управление специальных программ президента РФ (спецагентство, которое обеспечивает исполнение главой государства полномочий в сфере мобилизации) получит полномочия пресекать «нахождение» беспилотников любого вида ради охраны спецобъектов и их инфраструктуры, для защиты сведений об этих объектах. Особо оговорено, что военнослужащим ГУСП позволено будет применение физической силы, спецсредств, оружия, военной и специальной техники в борьбе с беспилотниками любого вида.

Но разве мы не слышим время от времени об уничтожении морских беспилотников вблизи Севастополя? Зачем тогда законопроект? Один из авторов, глава думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн («ЕР») в разговоре с «МК» пояснил, что «если речь идет о зоне боевых действий или на приграничной территории», пресекать и уничтожать любые беспилотники, несущие угрозу, можно и сейчас. «Но если завтра речной или морской беспилотник появится в любом регионе страны, с точки зрения закона у уполномоченных органов есть пока право сбивать только летательные беспилотники»,- сказал депутат.

Беспилотником может быть и автомобиль — в Москве наземных роботов используют для доставки товаров. Как быть с ними? «Если беспилотник едет по улице и никому не мешает, одно дело. А если подъезжает к какому-то охраняемому объекту вроде Курчатовского института, где его быть не должно — конечно, надо останавливать и уничтожать, тем более что не всегда можно понять, с какой целью такой автомобиль приближается»,- уточнил г-н Хинштейн. Законопроект, по его словам, согласован со всеми заинтересованными ведомствами.

Между тем многие региональные власти уже серьезно ограничили использование летающих беспилотных аппаратов на своей территории. Стало известно о соответствующем указе губернатора Ставропольского края: запрет вступил в силу с 28 марта 2023 года, касается аппаратов отечественного или иностранного производства массой от 150 г до 30 кг, и продлится до особого распоряжения. Легально в воздухе смогут находиться лишь беспилотники, которые используют сами власти.

Аналогичные запреты уже действуют в Пермском и Краснодарском краях, Нижегородской, Саратовской, Ярославской, Тульской, Воронежской, Ростовской, Оренбургской, Кировской областях и Северной Осетии.

Источник: www.mk.ru