Общение лидеров посредством телефонии началось после того, как между СССР и США едва не разразилась ядерная война
Страна и мир замерли в ожидании телефонного разговора между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом. Ожидания в целом позитивные, но ничего предопределенного в этом мире, как известно, нет. И уж тем более нет — в мире большой политики. Всякие бывают пируэты. Что показывает и история телефонных переговоров между советскими/российскими и американскими лидерами.
Общение лидеров посредством телефонии началось после того, как между СССР и США едва не разразилась ядерная война. В числе важнейших проблем, выявленных Карибским кризисом, была проблема коммуникации между столицами сверхдержав: общение с помощью зашифрованных сообщений занимало очень много времени. Известно, к примеру, что на дешифровку одного довольно длинного послания Никиты Хрущева, состоявшего из 3000 слов, американцы потратили 12 часов.
К тому моменту, когда было прочитано это, пришло новое: не дождавшись ответа, нетерпеливый Никита Сергеевич, ужесточил требования к американцам. И хорошо еще, что изменение позиции ограничилось письмом, не претворилось в действия. Словом, в обеих столицах решили, что задержки с репликами в диалоге на высшем уровне смертельно опасны. В связи с этим 20 июня 1963 года в Женеве был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий создание прямой линии связи между руководителями сверхдержав.
В историю она вошла как «горячая линия». Но вопреки распространенному мнению, «вживую» через нее советские и американские лидеры никогда не общались. По той простой причине, что эта система связи предусматривает обмен исключительно текстовыми сообщениями и рассчитана на чрезвычайные, критические ситуации в отношениях между странами. Поэтому иногда ее еще называют «линией Судного дня».
В общем, поболтать по душам по «горячей линии» не получится. «Болтают» Кремль и Белый дом по другим каналам связи — тоже защищенным и зашифрованным, но более традиционным. Хотя в широком смысле это тоже можно назвать звонками на «горячую линию». Первые опыты такого «чаттинга», судя по всему, были сделаны в эпоху Брежнева: известно о ряде его довольно продолжительных телефонных бесед с Ричардом Никсоном.
Но настоящий «чаттинг» начался с приходом в Кремль Михаила Горбачева. Трудно сказать, когда состоялся первый «живой» разговор Михаила Сергеевича с американским президентом, но зато точно известна дата последнего: 25 декабря 1991 года. День, когда Михаил Горбачев ушел с поста президента СССР.
Об этом он сам писал в своих мемуарах: «Состоялся еще один разговор по телефону с Бушем. Я ему сообщил, что примерно через два часа сделаю заявление об уходе. Сказал, что только что направил ему прощальное письмо… Выразил надежду, что руководители стран Содружества, в первую очередь России, понимают свою ответственность за то, чтобы капитал, накопленный нами в эти годы в советско-американских и международных отношениях, был сохранен и приумножен…»
Но самым важным в этом разговоре было другое. «У меня на столе лежит Указ Президента СССР, — сообщил Горбачев Джорджу Бушу. — В связи с прекращением выполнения мной обязанностей Верховного Главнокомандующего я передаю право на использование ядерного оружия Президенту Российской Федерации. Придаю большое значение тому, что эта сторона дела находится под надежным контролем. Как только я сделаю свое заявление об уходе, указ вступит в действие. Так что вы можете спокойно праздновать Рождество».
Достаточно точно определяется и первый разговор между президентами США и суверенной, «несоветской» России. Это произошло 8 декабря 1991 года, сразу после подписания Беловежских соглашений. Первым, кого Борис Ельцин известил о кончине СССР, был хозяин Белого дома. «Сегодня в нашей стране произошло очень важное событие, и я хотел бы лично проинформировать вас, прежде чем вы узнаете об этом из прессы, — сообщил президент России президенту США Джорджу Бушу. — Мы собрались и после многочисленных продолжительных дискуссий, которые длились почти два дня, пришли к мнению, что существующая система и Союзный договор, который нас убеждают подписать, нас не устраивает…»
Что же касается телефонного общения нынешнего президента России с американскими лидерами, то, насколько можно судить по информации, размещенной на официальном сайте главы государства, началось оно 27 марта 2000 года. Тогда еще Владимир Путин находился в статусе исполняющего обязанности президента, но уже был избран — как раз в этот день — на свой первый срок. Собственно, это было главным поводом для звонка Билла Клинтона.
«Билл Клинтон поздравил Владимира Путина с убедительной победой на президентских выборах, оценив ее как имеющую огромное историческое значение, — сообщает про этот разговор — тоже, в общем-то, во всех смыслах исторический — кремлевский сайт. — С обеих сторон было подчеркнуто наличие широких возможностей для дальнейшего развития конструктивного взаимодействия России и США в различных сферах двусторонней и международной повестки дня…» Ну и т.д.
В следующие 22 года телефонное общение между Кремлем и Белым домом шло с разной интенсивностью. Иногда было более частым, иногда более редким. Но не прерывалось никогда. Даже с предыдущим президентом США, Джо Байденом, Путин созванивался по меньшей мере шесть раз. Последний телефонный разговор между ними состоялся 12 февраля 2022 года.
Точное содержание этого диалога неизвестно, но драматизм его — равно как и драматизм событий, послуживших поводом для него и бывших его главной темой, — вполне передают слова помощника президента Юрия Ушакова по итогам общения лидеров: «Сегодняшний разговор прошёл в обстановке беспрецедентного нагнетания американскими официальными лицами истерии о якобы неминуемом вторжении России на Украину, это всем известно. Кстати, ссылаясь на вероятность такого катастрофического сценария, американская сторона и запросила сегодняшний телефонный контакт президентов, хотя планировалось провести этот разговор в начале следующей недели – в понедельник…»
Следующая телефонная беседа между президентами России и Соединенных Штатов состоялся ровно через три года: 12 февраля 2025-го. Поскольку с деталей этого разговора тоже пока не снят гриф секретности, о его ходе и результатах бытуют разные мнения. Но главное — что этот разговор был. И дай бог, как говорится, чтобы был не последним.
Источник: www.mk.ru
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.