Определившись с понятиями, предлагаю перейти к истокам этикета в России.

Надежда Коломацкая

Все правила поведения в Древней Руси были результатом коллективного опыта и представлений об окружающем мире. Это симбиоз языческих, исконно русских, а позже и христианских традиций. Важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Впервые на Руси «правила хорошего тона» были описаны в «Поучении Владимира Мономаха» в XII веке.

До появления письменности на Руси народная мудрость выливалась в многочисленные пословицы и поговорки на тему нравственности, которые известны и сегодня (например: береги платье снову, а честь смолоду; не дал слово – крепись, а давши – держись). Еще одним источником знаний о хороших манерах того времени были народные сказки. Например, сказка «Репка» — пропаганда ценности семьи и поддержки близких.

Последовавшие за этим века татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Ее возрождение приходится на XVI-XVII века, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые книги, так или иначе освещавшие вопросы этикета. В это время протопопом Сильвестром создается сборник наставлений «Домострой». Он, несмотря на сильный перекос в сторону патриархата, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить». Однако «Домострой» — это был скорее свод нравственных, чем этикетных правил, это «что надо делать», а не «как надо».

В эпоху Петра I мировой этикет пришел и в Россию. Обучение манерам основывалось на руководствах, таких как, изданная в 1717 году книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Она предназначалась дворянскому сословию и нормы поведения, заимствованные из европейской жизни, были адаптированы к отечественной реальности. Правила этикета внедрялись Петром I указами, за несоблюдение которых были предусмотрены наказания. И в этом отношении, как и в Европе, этикет имел силу закона. С 1718 года в культурной жизни появляются «ассамблеи» — такие же званые обеды, только перед их посещением обязательно предписывалось мыться и надевать чистую одежду, а на самих празднествах веселиться, танцевать и играть в карты.

Роскошь, сословная отстройка, преобладание формальной стороны этикета над его нравственным содержанием – признаки дворянского этикета России XVIII века. После смерти Петра I изобилие русского двора поражали даже искушенных французов.

Европейская культура привносилась в Российскую империю брачными союзами с представителями европейских стран. Новые высокопоставленные лица становились примером в среде российской аристократии.

К концу XIX века оформился светский тип человека-интеллигента. Это просвещенный, образованный, несущий в себе лучшие, прогрессивные черты своей эпохи человек, наполненный идеалами и ценностями Просвещения.

На развитие этикета в России большое влияние оказали социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет позиционировался, как бессмысленная и бесполезная «выдумка буржуазии». Отголоски этого периода ощутимы и сегодня.

Необходимо всегда учитывать тот факт, что наша страна – евразийская и в ней во многом соединялись и соединяются противоположности Европы и Азии.

Из века в век претерпевая изменения взглядов, норм и правил, этикет в нашей стране и сегодня продолжает формироваться, идти своим, особенным, путем. А мы с вами являемся свидетелями и активными участниками этого процесса.

Автор текста: Надежда Коломацкая