Коты Италии

Частенько на календарях с изображениями Рима мы видим котов, котят и кошечек…

Казалось бы, причём здесь кошки? А это одни из самых почитаемых жителей вечного города.

Самое интересное, что ни в одном городе Италии вы не найдёте ни одного бездомного кота: для этого существуют специальные приюты, в Риме у котов есть свое собственное царство — площадь Торре-Арджентина (Largo di Torre Argentina).

Вы скажите, ну вот, опять какие-то странности — Арджентина, но эта площадь не имеет никакого отношения к стране Аргентине.

Если докопаться до её названия, то можно сказать, что эта площадь названа в честь башни, которая находилась здесь в давние времена, а именно Страсбургской башни.

Вы спросите, а при чем же тут Страсбург?

Как ни странно, но в нашем случае между Арджентиной и Страсбургом есть прямая связь. Дело в том, что эта территория в конце XVI века была куплена церемониймейстером Папского двора Иоганном Буркардом. Родился он в Страсбурге, который по латыни назывался Argentoratum, а свою резиденцию в Риме устроил на площади, которая вскоре стала носить имя одной из башен его дворца, названной в честь хозяина, который частенько подписывался Argentinus.

Будучи очень влиятельным и богатым человеком, он возглавил церемонии интронизации пяти Римских пап — Буркард мог позволить себе и не такие излишества, как приобретение недвижимости, можно сказать в сердце вечного города.


Затем начале XX века башня была сначала усечена, а позднее стала частью вновь построенного здания, и фактически прекратила свое существование в качестве отдельного архитектурного объекта, но сохранила память о себе в названии площади.


В начале прошлого века начались раскопки, которые позволили обнаружить на Аржентинской площади останки 4 древнеримских храмов, в том числе и Курию Помпея, где заседал сенат и в 44 году до нашей эры был убит Юлий Цезарь, о нем мы еще поговорим, и храм Aedes Fortunae Huiusce Diei.

Проще говоря, это был храм «Богини повседневной Удачи» , почитаемой римлянам наравне с египетской Изидой, культ которой долго еще процветал в Риме, и которая считалась, кроме всего прочего, Покровительницей кошек.

Вот здесь-то, на месте храма этой таинственной богини и поселилась колония римских котов. Со временем и они стали своеобразной достопримечательностью вечного города.

Интересно, что римляне испокон веков считали кошек, а особенно черных, —  portafortuna, переводя с итальянского, талисманом удачи.

Когда же умирало черное мяукающее существо, то его кремировали, совершая таинственный обряд, а пепел развеивали над полями, в надежде на богатый урожай, удачу и богатство. Так вот, вероятно, в связи с этим, на вывесках и в убранстве многих ресторанчиков, баров и отелей, расположенных в округе, можно найти изображение мурчащих созданий. Многие поэты и писатели писали про них.

Одна из легенд гласит, что кошки, живущие на древних развалинах — это римляне, уставшие от мирской суеты и всеобщего игнорирования. Они уходили на пьяцца Аржентина, к подножья храма, и начинали новую свободную жизнь.

Одну из подобных и любопытных историй, повествующих о людях и римских котах, живущих на этой, да и не только этой, площади вечного города, описал хорошо известный русскому читателю итальянский писатель Джанни Родари в книжке «Уйду к кошкам» («Vado via con i gatti»).

Именно здесь родилась и другая, очень занятная история, связанная с кошками, населявшими этот район с незапамятных времен.

Эта старинная легенда передавалась вполголоса, особенно в средневековую эпоху, учитывая, что в ней упоминаются древнегреческие и египетские божества, фактически запрещенные в христианстве того времени. И все же она дошла до нас полностью.

Как я и обещала, вернемся к Юлию Цезарю.

Что ж, повествование гласит о том, что же произошло с ним после того, как на пике своего могущества, он был убит заговорщиками 15 марта 44 года до нашей эры, а его душа прибыла на берег Ахерона, одной из пяти рек, ведущих в загробный мир.

Итак, очутившись на «печальном берегу», великий диктатор повстречал там перевозчика душ Харона, который должен был перевести его через реку в царство Темного Аида. По заведенному обычаю старик запросил у него монету, как плату за переправу, но Цезарь отказался заплатить, и не получив надлежащее, челнок оставил его на берегу реки, в лимбе — на границе между жизнью и смертью, чистилищем и адом.

Проведя там долгое время, Юлий Цезарь наконец увидел, как начали прибывать души его солдат и соратников. И каждый из них, как и при жизни, слушался своего командира и исполнял его приказ, отказываясь платить Харону, чтобы остаться всем вместе с великим полководцем.

И вскоре за довольно короткий период Цезарь, готовый развязать войну с богами на всем Олимпе, собрал огромное войско на берегу адской реки. Он намеревался победить, и установив свои правила, вернуться к своей прежней земной жизни, вместо того, чтобы отказаться от нее навсегда.

Тем временем из своего дворца, с некоторым любопытством, а может даже и беспокойством, за ним наблюдал владыка подземного мира бог Аид. И тут произошло неожиданное событие: к берегам Ахерона сошла особая душа. Это была возлюбленная Цезарем царица Египта Клеопатра, в воплощении богини Изиды. И тогда великий Аид явился поприветствовать ее, он застал великолепную королеву вместе с ненавистным Цезарем и его армией.

Аид осмотрел Цезаря, позволившего себе перечить воле богов, и одной лишь силой своего взгляда поднял большинство его людей и перебросил их через реку, которую они отказались перейти. Несмотря на это, Цезарь не отступился и смотрел на царя вызывающим взглядом.

Аиду хотелось уничтожить его, но Клеопатра, помня свою любовь к Цезарю, и будучи одной самой мудрейшей из всех смертных, нашла достойный выход из этой непростой ситуации. Успокоив Аида, она уговорила отпустить своего любовника и более того — наградить его за храбрость и отвагу. Однако Аид не был бы самим собой, если бы полностью удовлетворил просьбу царицы, даже если она явилась к нему в образе самой Изиды.

Итак, он решил доставить ей удовольствие, согласившись на уговоры, но по-своему. Взял душу Цезаря, бог запрятал ее в тело кошки, священного животного, сопровождавшего Клеопатру, и отправил его обратно в Рим, на то самое место, где тот когда-то умер. А вместе с ним отправились его самые верные воины, которые по велению всесильного царя подземного царства тоже обратились в котов.

Однако любовь к этим пушистым и замечательным мяукающим созданием не ограничивается только развешиванием их портретов повсюду, или легендами и сказаниями про них в вечном городе, да и не только. Любопытно, что, собрав все истории, связанные с котами, особенно черными, которые в средневековье жестко преследовались инквизицией, итальянское общество защиты животных и окружающей среды утвердило международный день черных котов Gatto nero day, который празднуется ежегодно 17 ноября по всей Италии.